Почему и как выборы превращаются в шоу
Трехнедельный срок между первым и вторым турами президентских выборов в Украине подходит к экватору. Накал страстей уже очень высок, но понятно, что дальше он только возрастет. И в этих условиях кажется полезным посмотреть на происходящее несколько со стороны, занявшись обобщением.
И тогда многое прояснится.
ЛЕНЬ, ГЕДОНИЗМ И… ДЕМОКРАТИЯ
Но сначала немного теории.
Прогресс человеческого общества движется многими факторами. В частности, ленью и гедонизмом. Они поспособствовали многим открытиям, прогрессу. Но и они же сегодня играют особую роль в социальной жизни человеческого общества, задают вектор развития, которое еще не понятно, чем считать – прогрессом или регрессом. Вектор этот направлен к развлечению, и будучи прилагаемым к разным явлениям, он меняет их траекторию изменений…
Одно из важнейших достижений человечества, демократия (как принцип) с ее центральной процедурой, выборами (election) – очень непростая форма организации. Она требует от участников избирательного процесса многих качеств, в том числе базового уровня грамотности, образования, а также информированности. Это нужно для адекватного понимания происходящих в стране/регионе/обществе процессов, чтобы выбор был осознанным.
Интеллектуальная работа – тоже работа. Учение, получение образования – также труд. Потребление информации, ее поиск, отбор и анализ требуют интеллектуальных и временных затрат. Если же человек – не учащийся и не интересующийся (то есть, не информированный), то он не социализирован. И даже в демократической стране легко становится объектом грубых манипуляций.
А теперь вернемся к лени и гедонизму. Приятно учиться, а также получать информацию, новости, не трудясь, а развлекаясь, получая удовольствие, в некотором смысле – отдыхая. Так появились Edutainment (Educational entertainment, образовательные развлечения), то есть обучение посредством развлечения, а также Infotainment (information + entertainment, то есть информация/информирование плюс развлечение).
Конферансье-эстрадник в приложении к новостям, в том числе серьезным, экономико-общественно-политическим, определяющим жизнь страны, для западных демократий – это нечто второсортное, слишком вульгарное, вроде таблоидов. Можно в них заглянуть, иногда они выдают что-то интересное, эксклюзивное. Но в целом – доверять им нельзя.
НАША НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ – ELECTAINMENT
В избирательном процессе элемент развлечения, шоу традиционно был велик. Вопрос, однако, в дозировке и формах его проявления. Граница между «элементом шоу в политике» и «политикой как шоу» оставалась достаточно очевидной. А те, кто ее нарушали, могли достичь каких-то локальных успехов (Чиччолина в итальянском парламенте), но оставались маргиналами.
В XXI веке кризис традиционных партий, кризис системной политики и политиков, кризис бюрократии в социально ориентированных демократических странах, совпавшие с новым информационным взрывом, появлением соцсетей, компактных гаджетов (которые резко усилили визуализацию быта и бытия), привели к тому, что entertainment начал вторгаться в политику, в электоральный процесс более активно и успешно. И это явление по аналогии с уже описанными логично было бы назвать – Electainment (election + entertainment, выборы + развлечение).
Победа Дональда Трампа на выборах-2016 стала ярчайшим проявлением этой линии. Да, она объяснялась многими причинами. Но не в последнюю очередь тем, что Трамп перед тем, как вступить в предвыборную борьбу, 14 сезонов был ведущим телепрограммы Apprentice/Ученик на NBC (телесеть, входящая в Большую тройку американского TV). Не говоря уж о других медийных проектах вроде ежедневной (по будням) минутной радиопрограммы Trumped, комментирования спортивных состязаний, регулярных выступлений в ток-шоу и т.д.
Обладая таким опытом, во многом актерским, Трамп довольно легко расправился с соперниками по праймериз. И после этого сумел не проиграть в финальной схватке с акулой системной политики Хиллари Клинтон. Здесь особенно показательна одна его реплика во время дебатов: «Отвратительная женщина». Да, она привела в ужас сторонников традиционной электоральной этики, но в восторг – тех, кто вкусил прелести электейнмента. Эта ужасная в других условиях и из других уст фраза стала мэмом. Почему? Потому что Трамп произнес ее с эстрадной непосредственностью и актерской эмпатией. Подобным образом о Клинтон думали многие, но Трамп озвучил их мысли, став кумиром этих людей. И одновременно сломав ставшие за многие десятилетия привычными этические барьеры в электоральной борьбе.
Чуть ранее в Европе самыми яркими проявлениями того же вектора стали победа в 2010 году на выборах мэра исландской столицы Рейкьявика Йона Гнарра (комик, актер), а также успех на выборах-2013 итальянской партии «Пять звезд» (лидер – комик, актер, телеведущий Беппе Грилло).
Подобные процессы в то же время шли и идут в других странах. Но до победы Трампа в стране №1 они оставались недопроявленными. Теперь же каждый из них легко встраивается в «систему». Скажем, совсем свежий и близкий пример – победа (второе место и вхождение в правящую коалицию) на парламентских выборах в Латвии партии «Кому принадлежит государство / Kam pieder valsts» (KPV LV), возглавляемой актером, теле- и радиоведущим, комиком Артусом Кайминьшем.
(Стоит вспомнить, что и недавно отставленный за коррупцию в городском хозяйстве мэр Риги Нил Ушаков до прихода в политику тоже был популярным журналистом. В том числе, работал на рейтинговых латвийских телеканалах, являющихся ответвлениями российских производителей – НТВ, «Первый канал». Правда, он все же не комик, а новостник, и потому находится несколько в стороне от заявленной линии).
И если уж развивать терминологию, то политиков, достигших успеха, благодаря артистическому бэкграунду, артистическим приемам, по аналогии со звездными infotainer’ами можно было бы назвать electainer’ами.
«ФЕНОМЕН ЗЕЛЕНСКОГО» НА ФОНЕ МИРОВОГО ОПЫТА
Так что «феномен Зеленского» в условиях становления Electainment`а не кажется чем-то необычным. Но сравнение его с другими помогает лучше выявить, как типические черты, так и особые, личностные черты украинского electainer’а.
С таким набором стартовых условий команда «Квартала-95» сумела изобрести проект, нивелирующий этот недостаток будущего политика – телесериал «Слуга народа». И судя по тому, что права на его показ в мире купил американский стриминг-сервис Netflix, проект этот – действительно беспрецедентно новаторский. (Любопытно, что практически одновременно со «Слугой народа», но все же позже на год, появился телесериал с подобным сюжетом – итало-испано-французский «Молодой Папа». И это тоже показывает, что идея «витала в воздухе»).
В плюс новичку от политики сыграла еще стремительно быстрая президентская кампания в Украине – менее трех месяцев (сравните, к примеру, с марафоном предвыборной кампании в США, которую пришлось провести старику Трампу). Ее стержнем для «Зе» и его команды были гастрольные концерты, дополненные благотворительными. И опять же, после нескольких не совсем успешных примеров, – ни полноценного опыта общения с журналистами, ни реального общения с оппонентами, а, в основном, – режим комфортных интервью, который прозвали «теплыми ванными».
Как ни парадоксально, но другой участник второго тура, действующий Президент имел менее комфортные условия для общения – митинговый прессинг со стороны радикальных активистов; грубоватые выкрики с мест на встречах с избирателями; колючие вопросы от журналистов. Реакция Петра Порошенко не всегда была оптимально точной, но его опыт личностного контакта с несогласной аудиторией оказался в этой избирательной кампании все же побольше.
Вот с таким психологическим багажом два кандидата вступили в подготовительный этап ко второму туру. При этом отставание в 14 пунктов диктовало стратегию действующему Президенту – быть максимально активным, навязывая кандидату, говоря словами киевского мэра, «ближний бой». Но команда «Зе» на данный момент перевела общение в формат, вполне для себя комфортный, – фехтования видео-роликами.
И до сих пор не понятно, состоятся ли дебаты кандидатов: если да, то когда, в каком количестве (уже понятно, что не 14, но 19 апреля или 19 апреля дважды?), и где (Общественное ТВ; НСК «Олимпийский»?).
Но если все же состоятся, во что хотелось бы верить… И, может быть, даже состоятся в несколько подходов, раундов, то стоит подробней рассмотреть особенности предстоящих дебатов с позиций Electainment`а. Более того – с учетом специфики кандидата, набравшего в первом туре большее число голосов.
Но что же это означает? Ведь в «Вечернем квартале» и «Слуге народа» у Зеленского живого спора с оппонентом никогда не было. А где был? В альма-матер «Квартала-95» – КВН. Там это называлось «конкурс капитанов». Очень отдельный конкурс со своей спецификой, терминологией и своей особой системой подготовки.
И мне как бывшему кавээнщику («Джентльмены Одесского университета»), к тому же достаточно много занимавшемуся подготовкой капитанов к этому конкурсу, кажется полезным и важным рассмотреть предстоящие дебаты кандидатов в президенты Украины как вариант конкурса капитанов.
Причем без всякого ёрничанья, а вполне серьезно и системно.
(окончание следует)
Олег Кудрин, Рига