Импортный газ дешевеет. Нафтогаз просит отменить регулирование его стоимости для населения. Правительство будет убеждать МВФ: нового повышения можно избежать
Премьер Владимир Гройсман планирует обсудить с Международным валютным фондом целесообразность дальнейшего повышения цены на газ для населения. Дополнительные аргументы у украинской стороны появились, по его словам, ввиду благоприятной ценовой конъюнктуры на европейских газовых рынках. Напомню, накануне руководство НАК Нафтогаз Украины порадовало: компания сейчас покупает довольно дешевое голубое топливо. Поэтому (как минимум в краткосрочной перспективе) необходимости повышать цену топлива для внутренних потребителей нет. Несмотря на это, глава правительства поручил руководителям Нафтогаза и Министерства финансов начать рабочую дискуссию с представителями МВФ, чтобы убедить партнеров в возможности перенести запланированный согласно взятых Украиной обязательств на май очередной этап приведение цен на газ для бытовых потребителей к рыночным условиям.
В Нафтогазе считают возложенные на компанию спецобязанности рудиментом
Итак, в четверг глава правления Нафтогаза Андрей Коболев сообщил, что в апреле цена импортируемого газа опустится ниже установленного для населения уровня, утвержденного постановлением Кабмина о ВСО (возложение спецобязанностей по обеспечению населения и предприятий теплокоммунэнерго газом по регулируемым льготным ценам. - Ред.). Ожидается, что даже с учетом НДС и расходов на транспортировку и поставку стоимость газа не превысит 8380 гривень за тысячу кубометров, тогда как население сейчас платит 8550 гривень за тысячу кубов.
В этой связи Коболев предложил Кабинету министров отменить режим спецобязанностей и открыть рынок бытовых потребителей для конкуренции между поставщиками. Чиновник напомнил, что благодаря реформе газового рынка десятки компаний свободно покупают топливо на европейских площадках и поставляют его украинцам. Кроме того, газ продают местные добытчики и трейдеры - всего на рынке зарегистрировано несколько сотен торговцев. Если установить для всех одинаковые правила игры, необходимость повышения цены на газ для населения отпадет сама собой. Иначе тариф существенно превысит рыночную цену. (Напомним, согласно условиям Меморандума о сотрудничестве между Украиной и МВФ по новой программе Stand-by, с 1 мая цена на газ для населения должна составлять примерно 9850 гривень за тысячу кубометров, а с 1 января 2020 - может повыситься до более 12300 гривень). При таких обстоятельствах ситуация действительно будет довольно абсурдна - когда вместо того, чтобы снижать расходы на субсидирование населения из Госбюджета, правительство будет искусственно повышать цену.
Андрей Коболев предлагает воспользоваться моментом для ускорения полной либерализации поставок природного газа для всех категорий потребителей. Сделать это, по его словам, можно уже с 1 апреля. Либерализация предусматривает отмену уже упомянутого режима ВСО и устранение имеющихся ограничений для смены поставщика природного газа, к которым сейчас прибегают частные газосбытовые компании-монополисты.
Но в правительстве оптимизма руководства Нафтогаза не разделяют. И намерение отпустить цены на газ в свободное плавание считают преждевременным. Премьер Владимир Гройсман предпочитает не торопиться и с отменой возложенных на НАК специальных обязанностей по продаже газа населению и предприятиям теплокоммунэнерго. Глава правительства считает, что поторопившись с принятием решения, которое так активно лоббирует Коболев, мы можем попасть в ловушку. Поскольку после отмены ограничения в 8,55 гривень за кубометр, никто не будет мешать поставщикам продавать топливо как дешевле, так и дороже этого показателя - к примеру, по 10 или 11 гривень.
Отмена ВСО ≠ снижение цен
Эксперт по энергетическим вопросам Андрей Герус возражает тем, кто считает, что отмена спецобязанностей для Нафтогаза автоматически приведет к снижению стоимости голубого топлива. Наоборот - это может спровоцировать резкий рост газовых цен, поскольку тогда уже ничто не будет ограничивать аппетиты монополистов. В результате - опять начнет расти задолженность теплокоммунэнерго, что может спровоцировать массовые отключения от сетей газоснабжения - даже тех потребителей, которые исправно платят за использованное топливо, - считает Герус.
Хотя позиция Нафтогаза Украины, как субъекта хозяйствования, вполне понятна: отмена специальных обязанностей для НАК очень выгодна, - отмечает энергетический эксперт Геннадий Рябцев. - Поскольку сейчас компания недополучает миллиарды гривень из-за того, что вынуждена продавать населению и предприятиям теплокоммунэнерго газ по цене, которая значительно ниже стоимости топлива для промышленных потребителей (переход к единой цены для населения и промышленности и избежание таким образом субсидирования коммерческими потребителями неплатежей в коммунальной сфере, напомним - одно из требований МВФ. Согласно подписанному с Фондом Меморандуму, Украина должна перейти к унифицированной цене с 1 января 2020 года. - Ред.). При этом правительство должно разработать специальный механизм компенсации недополученных Нафтогазом доходов. Однако не сделало этого. Поэтому сейчас мы стали свидетелями очередного противостояния между Кабмином, который, среди прочего, должен выполнять социальные функции, и НАК Нафтогаз, который, несмотря на наличие в названии слова национальная (акционерная компания. - Ред.), уже давно преследует только собственные бизнес-интересы .
Но при нынешних обстоятельствах, правительство, по мнению экспертов, действительно не может согласиться на отмену ВСО для компании-монополиста.
Отмена регулирования означает, что дальше Укргаздобыча / Нефтегаз будет не обязан продавать топливо для нужд населения по какой-то специальной цене. И, по большому счету, вообще не обязан продавать топливо для нужд населения. Таким образом, сбытовые компании (и принадлежащие Фирташу, и подконтрольные Нафтогазу, и находящиеся в собственности других акционеров) должны найти на рынке ресурс и продать его населению. А с этим могут быть проблемы, - считает Андрей Герус. И объясняет: поскольку уровень оплаты потребленного населением топлива едва достигает 70%, поставщикам придется устанавливать достаточно большую маржу при продаже ресурса. По расчетам эксперта, к оптовой цене добавлять не менее 40% - только при таких условиях удастся застраховаться от рисков неплатежей, девальвации гривни (поскольку за импортируемый газ платят в валюте) и покрыть дополнительные административные, юридические и другие расходы. Таким образом оптовая рыночная цена на апрель 8380 гривень превратится в 11732 гривень для конечного потребителя в маленьком украинском селе. Эта новая нерегулируемая стоимость на 37% выше нынешней регулируемой цены - 8550 гривен за тысячу кубов. С такой стоимостью топлива число неплательщиков снова возрастет, поэтому поставщики вынуждены будут снова закладывать соответствующие риски в цену... И спираль может раскручиваться до бесконечности. К тому же, все это - без учета возможного роста тарифов на транспортировку газа, которые не пересматривались с 2016 года, - отмечает Адрей Герус.
Срочная либерализация газового рынка рискованна
Также эксперт сомневается, что при сохранении нынешнего статуса Нафтогаза можно говорить о настоящей либерализации рынка. Ведь НАК контролирует более 75% добычи и 65% импорта голубого топлива. Сейчас правила игры для холдинга частично устанавливает государство. Соответственно, аппетиты Нафтогаза удается сдерживать. В условиях же нерегулируемого рынка речь пойдет об очевидной и несомненной монополии и полной рыночной власти. Купить ресурс в больших объемах можно будет только у Нафтогаза. Также, по по мнению Геруса, тогда уже ничто не помешает монополисту прибегать к таким методам выбивания долгов как отсоединение от газоснабжения целых городов. Поэтому вполне вероятно в конце концов получить Смелу в масштабах страны, - считает эксперт. (Напомним, в начале отопительного сезона 2018-2019 жители городка Смела Черкасской остались без тепло- и горячего водоснабжения - из-за отсутствия газа для эксплуатации городских котельных. Поскольку компания Нафтогаз отказалась подписывать соглашение на поставку топлива с КП Смелакоммунтеплоэнерго. Причина - долги почти 86 млн гривень, накопившиеся в период с 2010 года, когда котельные эксплуатировало ООО Смела Энергоинвест. И только после широкой огласки в прессе, акций протеста граждан и вмешательства Президента ситуацию урегулировали: власть и НАК подписали соглашение о реструктуризации задолженности. И Нафтогаз подключил город к газоснабжению и подтвердил предоставление необходимых объемов топлива. - Ред.). Поэтому, - заключает Андрей Герус, - в нынешних условиях никакой нормальный рынок газа в Украине невозможен. Более того, в связи с резким ростом долгов / неплатежей за жилищно-коммунальные услуги (+ 93% за последние 13 месяцев - до 62,4 млрд грн), мы только отдалились от возможности создания нерегулируемого конкурентного газового рынка.
Это означает, что в случае либерализации уже с апреля газовый рынок может просуществовать без особых возмущений максимум до начала следующего отопительного сезона. Но тогда этот шаг может обернуться резким ростом стоимости топлива для населения, что сделает этот ресурс вообще недоступным не только для части домохозяйств (как сейчас), но и почти для всех украинцев, - прогнозирует Геннадий Рябцев, - ведь цены привязаны к так называемому спотовому (другими словами - срочному) рынку. И они крайне нестабильны - часто меняются и нередко носят спекулятивный характер. Сейчас, когда есть избыток газа, они, разумеется, низкие, но как только возрастет спрос и возникнет ажиотаж, стоимость топлива может взлететь даже в несколько раз.
Что касается анонсированных Владимиром Гройсманом переговоров с Международным валютным фондом о переносе срока очередного повышения газовых тарифов, то, по мнению экспертов, они могут принести результат. В то же время сбалансирование стоимости газа для промышленных и бытовых потребителей - лишь одно из условий заключенного между МВФ и украинским правительством Меморандума. Еще есть ряд других требований - как экономических, так и политических. Все это обсуждают в комплексе. Возможно, в вопросе тарифов на голубое топливо, учитывая нынешнюю конъюнктуру на газовых рынках, нам могут пойти на уступки. Но мы должны быть готовы, что представители Фонда предложат взамен более жесткие условия по другим нашим обязательствам, ради продолжения сотрудничества с международным финансовым институтом придется выполнять.
Владислав Обух, Киев.