Этот проект можно перенаправить в какое угодно русло
Расстрелять их! - кричала бабулька, яростно махая портретом отца в сторону активистов партии «Демократическая сокира», которые стояли минимум в сотне метров от участников «Бессмертного полка» за проволочной оградой.
Это уже второй год подряд, когда молодежь в противовес «Бессмертному полку» надевает на палки портреты героев «Игры престолов» и комиксов и кричит лозунги типа «Свободу Винтерфеллу», «Север помнит», «Свободу семи королевствам» и тому подобное. Но подойти близко и перекричать оркестр и участников, напевающих весь советский военно-патриотический песенный запас, никому не удавалось.
- Фашизм не пройдет, фашизм не пройдет! - стал скандировать «полк» кричалку, начатую каким-то молодым человеком.
- Скажите, - миролюбиво обратилась я к старушке, - почему вы говорите про фашизм. Посмотрите, сколько людей нас охраняет. Тысячи полицейских. Вы идете, поете что хотите, говорите что хотите. Разве это фашизм?
- А вам что, нравится нынешняя власть? Разве они не отбирают у нас праздник?
- А разве отбирают? Сейчас возле Родины-Матери большие торжества. Всех ветеранов, оставшихся в живых, заботливо привозят на автобусах. Там и угощение, и множество оркестров.
- Да где вы живых ветеранов видели? – кричит старушка. - Все тут!
- Я их там каждый год вижу, их немного, их привозят централизованно. Всегда туда иду.
- А мы сюда, - буркнула старушка и запела мне в лицо «Катюшу».
«Бессмертный полк» - это проект Российской Федерации по пропаганде России и увековечиванию памяти советских солдат. В Украине он проходит четвертый год, и всегда его возглавляет бывшая «Партия регионов». Вынуждена признать, что проект оказался успешным, поскольку предложение принести портрет деда-прадеда понравилось многим людям. И всех их ловко использует российская власть, чтоб противопоставить и разделить, в том числе и украинское общество. В Украине «Бессмертный полк» набирает в разные годы по-разному, - иногда двести-триста, иногда до двух тысяч людей, которые медленно от станции метро «Арсенальная» идут к площади Славы и возлагают цветы к Мемориалу неизвестного солдата. Всего маршрута - даже не километр.
Бывая тут каждый год, я пытаюсь понять, сколько здесь реальных оппонентов власти, почему в Киеве находиться, пусть даже пару сотен людей, которые игнорируют официальную акцию, что устраивают власти на Певческом поле. Ведь торжества на 9 мая возле мемориала за Лаврой любая власть устраивает с размахом, для всех есть все - и возложение цветов, и военные части, и концерты. А тут всего-то празднования: пройтись от Арсенальной до парка Славы и попеть песни.
В этом году я снова прошлась вместе с участниками «Бессмертного полка», посмотрев на них как бы изнутри.
Пришла утром на Арсенальную и поразилась тому, что у нас появились люди в военной форме с пуговками, на которых были пятиконечные звездочки. Одна из «коробок» полка была одета в жилеты партии «Відродження». Во главе «коробки» стояли два паренька в такой вот форме.
- Мальчики, а кто пошил форму? – спрашиваю я их.
- Не знаю, нам дали, - услышала в ответ, - но там на лейбле есть название ателье.
- Вы пришли с партией «Відродження». А кто ее лидер?
- Не знаем, - честно ответили они.
Из всей строевой «коробки» старушек в жилетах партии «Відродження» имя ее лидера назвали два парня. Наверное, «десятники», или как там этих организаторов называют.
Около двух часов еще перед началом шествия кручусь среди участников, расспрашиваю о родных, слушаю их гордые рассказы о дедах-ветеранах. И с удивлением узнаю, что большинство из них вообще не в курсе, что проект «Бессмертный полк» организован в России, что колонну в столице возглавляют бывшие регионалы («мы не знали, но мы не против любых депутатов, это придает торжественности»), а одна женщина узнав, что дальше на Певческом поле тоже будут официальные торжества, обрадовалась и сказала, что после «Бессмертного полка» они и туда пойдут. Чтоб пройти этот короткий участок пути, люди долго выстраиваются, поют, разговаривают.
Я меняю «дислокацию», примыкая то к одной, то к другой группе.
- Почему вы не с официальными торжествами? - спрашиваю у дорого одетого мужчины с ребенком.
- Президент сказал, что мы - кремлевский сценарий, - ответил мне мужчина, - и это после всего, что рассказали о нем в журналистском расследовании про Минобороны. А вы тоже думаете, что мы за деньги? Я сам могу купить такое шествие, но я просто принес портрет деда.
- Несмотря на расследование, за спиной Порошенко во время выборов стояла жена погибшего Рычкова, которая в 2014-м отдала свой бизнес, чтоб одеть солдат. А вчера, несмотря на расследование, матери погибших в этой войне солдат прошли с портретами своих сыновей, - ответила я.
- Ну, мы пойдем и туда, и туда, - ответил он.
- Вас не огорчает, что колонну возглавляют регионалы, люди, которые одурачили и дали разграбить Донбасс?
- Я даже не видел их, - пожал он плечами.
Примыкаю к новой группе. Снова расспрашиваю о родных, внимательно выслушиваю и деликатно спрашиваю: в курсе ли мои новые знакомые, что в РФ такое шествие возглавлял лично Путин. Они даже не знают об этом. «Бессмертный полк» по-украински – очень специфическое явление. Я видела людей, которые возложив цветы к памятнику Неизвестному солдату, старательно его обходили и несли цветы стоящему рядом памятнику жертвам Голодомора. Казалось, киевляне до конца не осознают, что участвуют в акции путинского режима и одновременно отдают дань жертвам этого режима. Тут рядом я вижу мужчину, который несет портрет царя-мученика.
- Вы славите царя и при этом славите режим, который его лишил жизни, - замечаю я мужчине, - это же противоположные вещи.
- Режим не славлю. А царя прославила церковь, - отвечает он мне.
Я мило беседую с парой, которая приехала из какой-то кавказской республики (рассказываю им, что нынешнее приветствие нашей армии «Слава Украине! Героям Слава!») и при этом отбиваюсь от обвинения парней, которые буквально «танком» убеждают всех, что это бандеровское приветствие, а Бандера – пособник фашизма.
- Мой папа родился в Москве как раз в тот день, когда туда приехал Риббентроп, договариваться о разделе Польши. Сталин тоже пособник фашизма?
- Он защищал Родину.
- Родных Бандеры убили в Аушвице, - сказала я, - потому что Бандера защищал Родину. Одни шли на совместные шаги с Гитлером ради советской армии, а другие – ради Украины. И никто не был в этом альянсе долго.
Приезжая пара с любопытством расспрашивает меня об ОУН-УПА.
Мы медленно идем, делая небольшие остановки. Многие несут в руках магнитофоны с колонками, которые включают, когда замолкает духовой оркестр. Мои мысли, что этот «Бессмертный полк» могли бы возглавить патриоты, перенаправив его в нужное русло, быстро улетучиваются. Этих иногда искренних, иногда явно советских, иногда совершенно безнадежных коммунистов умело можно подогревать. Иначе, чем объяснить, что попев какую-то песню, они тут же с подачи провокаторов начинают кричать: «Фашизм не пройдет!», «Наша история – наша победа!». Их можно направить в какое угодно русло.
Людей к памятнику подходит так много, что это уже похоже на вавилонское столпотворение. Впрочем, они расходятся. Кто-то усаживается на лавочки и поет военно-патриотические песни. Кто-то поет «Катюшу» и даже танцует. Кто-то по-новому - с маками на груди, кто-то в пилотках. Но явного антиукраинства тут нет.
Я заканчиваю свое шествие и отправляюсь дальше, на Певческое поле. Именно там возлагаю цветы и общаюсь с ветеранами. По дороге замечаю, что организаторы «Бессмертного полка», которых я всегда в публикациях упрекала в том, что они лишают пенсионеров возможности попраздновать по-настоящему с ветеранами на Певческом поле, вняли, что ли, этим укорам и впервые организовали маршрутки для тех пожилых людей, которые захотели продолжить праздновать здесь.
Проходя мимо главного входа в Лавру, обращаю внимание на готовящийся крестный ход какого-то «общественного деятеля».
- Православные, у нас не посмеют отнять День победы, они хотят перенести с праздник с 9 на 8 мая, потому что 9 мая 1945 года это был день светлой Седмицы, третий день после Пасхи, новая власть хочет забыть, что это было на Пасху, - вещал деятель возле главного входа в Лавру в окружении старушек (на фото), - Христос не подчинялся кесарю, и мы ему не подчиняемся. Нам говорят, что церковь вне политики. Как это? Мы ходим в церковь - и это уже политика…
На самом деле, первая капитуляция была подписана в ночь с 7 на 8 мая. Именно 8 мая празднуется в Европе, поскольку в этот день должны были прекратиться все военные действия. Но Сталин захотел, чтобы советский маршал подписал капитуляцию именно в Берлине, поэтому она была переподписана еще раз и появилась еще одна дата. Но конспирологические теории практикуются иногда в УПЦ МП.
- Вы б не могли представиться, - прерываю я оратора.
- Я человек Божий, везде вхожий, - бойко отвечает он.
- Человек Божий, а вам кто разрешил такое проповедовать?
- А вам кто разрешил меня спрашивать?
К оратору присоединился еще один человек Божий, он адепт Гришки Распутина, везде на таких акциях. Старушки на меня зашикали, и я пошла дальше.
Перед входом покупаю желтые тюльпаны и иду возлагать.
На Певческом поле, как обычно, море людей. Дети лазают по военной технике. Рядом бетонные коробки с названиями городов-героев, на которые кладут цветы, как бы отдавая должное соратникам по борьбе. Я вижу, что на гранитной коробке с названием Киева множество цветов, на Минске – тоже, и на плите Одессы. Совсем мало положили на плиту города Москвы. Я кладу свои желтые тюльпаны на коробку Москвы. Мой дед был инструктором мобилизационного отдела Московского военного округа, собирал отступавшие части и группы, формируя новые воинские подразделения. Расставаясь, я не собираюсь дарить той стране праздник, победу, в которую мы столько вложили.
Потом смотрю, как ветераны слушают концерт, вижу, как им дарят цветы и присаживаюсь на длинные скамейки.
- С праздником вас. Можно к вам? – спрашиваю.
- Конечно, - улыбается милый и очень древний дедушка с маком на форме. – Всегда можно, и тебя с праздником.
Лана Самохвалова, Киев
Фото автора, Юлии Овсянниковой, Геннадия Минченко, Владимира Тарасова