Новые торговые центры растут, как грибы после дождя. Наверное, инвесторы что-то знают - не дураки же они вкладывать средства в стены, где ветер гуляет
В этом году в Киеве ожидается открытие сразу трех торгово-развлекательных мегамоллов: ТРЦ River Mall (площадью 55 тыс. м²), ТРЦ Retroville (79 тыс. М²) и ТРЦ Blockbuster Mall (157 тыс. м²). И еще с десяток - в следующем году. По разным данным, на сегодня в Киеве функционирует около 1,3-1,5 млн м² торговых помещений в 110 торговых и торгово-развлекательных центрах. Несмотря на войну и кризис 2014 года, ни один из них не прекратил деятельность. Более того - последние годы они интенсивно развиваются, поскольку спрос на торговые помещения в столице остается стабильно высоким. Кроме новых ТРЦ, которые пачками строятся и вводятся в эксплуатацию по всему Киеву, некоторые объекты, которые были открыты более 10 лет назад, принимают решение о реконструкции или изменении формата (ТЦ «Караван», ТРЦ Dream Town 2-я очередь, ТЦ «Пирамида»).
Торгового полку прибывает
С начала этого года в столице уже открылось два новых ТРЦ (оба - в Оболонском района). И на подходе еще несколько в других районах, в частности, два гигантских мегамолла. Коротко перечислим.
1. ТЦ Oasis (13,2 тыс. кв.м торговых площадей)
Трехэтажный торгово-развлекательный центр Oasis, который несколько раз переносил дату своего открытия, построен над станцией метро «Героев Днепра». Напомним, что против его возведения неоднократно выступали общественные активисты и жители близлежащих массивов - подробнее читайте ТУТ. Строительство ТЦ даже было приостановлено до проведения общественных слушаний. Впрочем, инвесторы и городские власти уладили спорные вопросы и ТРЦ все-таки достроили.
2. ТЦ Smart Plaza Оболонь (10 тыс. кв.м.)
Трехуровневый ТРЦ построен в одном из жилых долгостроев по улице Маршала Тимошенко, 21 в Оболонском районе Киева - около многолюдной станции метро «Минская». Его открытие задержалось почти на год.
3. ТРЦ River Mall (55 тыс. кв.м)
Еще один долгострой в микрорайоне Позняки, который после открытия станет крупнейшим торговым центром на Левом берегу. Якорными арендаторами комплекса будут супермаркет Сильпо, 10-зальный кинотеатр Планета Кино и развлекательная зона сети Papashon с боулингом, мюзик-холлом и детским городком.
4. ТРЦ Retroville (79 тыс. кв.м)
Планы открытия ТРЦ Retroville несколько раз переносились, начиная с 2015 года. Сейчас в компании рассчитывают открыть двери ТРЦ для посетителей в сентябре 2019 года. Руководство торгового центра утверждает, что есть более 90% подписанных договоров аренды. Уже известно, что якорными арендаторами ТРЦ будут супермаркет Novus и детский развлекательный центр Fly Kids.
5. ТРЦ Blockbuster Mall (157 тыс. кв.м)
Ожидается, что Blockbuster Mall, который достраивается в районе Петровка, станет одним из крупнейшим торгово-развлекательных центров в Киеве. Общая площадь первой очереди объекта составит 190 тыс. кв. м. Посетители Blockbuster Мall смогут здесь удовлетворить абсолютно все потребности - от покупок и питания до развлечений с семьей и друзьями. Якорным арендатором центра станет флагманский продуктовый магазин Сильпо площадью 9 тыс. кв м, в ценовом формате средний +. Представители ТРЦ обещают, что центр откроется с минимальной вакантностью (количеством свободных площадей).
6. Ocean Mall (300 тыс. кв.м)
Третий по счету ТРЦ, который входит в сеть мега-моллов в Киеве (в 2016 году открылся первый объект сети - Lavina Mall, вторым будет Blockbuster Mall), строится в районе Лыбидской площади возле действующего ТРЦ Ocean Plaza. Проект объединит 800 магазинов. Среди якорных ритейлеров в торгово-развлекательном центре - новые для украинского рынка бренды, в частности, первый долгожданный магазин IKEA в формате city store. Владелец центра российский бизнесмен Вагиф Алиев, обещает, что знаменитую «Тарелку» - здание Украинского института научно-технической экспертизы и информации, с которой непосредственно граничит Ocean Mall обновят и создадут там музей науки.
Торговля - двигатель прогресса
По данным украинского представительства сети консалтинговых компаний NAI Global, в последующие три года в столице планируется ввод в эксплуатацию еще полутора десятков торговых центров общей площадью 1,1 млн кв. Рекордным по числу введенных в эксплуатацию ТРЦ будет 2020 год. Планируется сдать более 740 тыс. кв. м в двух огромных ТРЦ из группы Mandarine Plaza Вагифа Алиева. Речь о South Mall (293 тыс. кв. м) в Голосеевском районе и East Mall (200 тыс. кв. м) в Деснянском районе.
Казалось бы, куда больше! Однако обеспеченность торговыми площадями в Киеве (465 кв. м на 1 тыс. жителей), оказывается, все равно не достигает среднего показателя по странам Европы (550 кв. м на 1 тыс. жителей), отмечают в консалтинговой компании NAI.
Новые торговые площади активно заполняются благодаря экспансии на рынок Украины международных ритейлеров. Так, в 2018 году на украинский рынок вышли около 20 международных брендов, среди которых H & M, Koton и DeFacto. В 2019-м ожидается выход таких мировых брендов, как Ikea, Decathlon и The North Face. Активно ведутся переговоры с Debenhams, Galeries Lafayette, Uniqlo, Starbucks, Flo, Medicine, Pepco, 4F, Stella McCartney, Coach и Deichmann, – отмечает генеральный директор NAI Ukraine Виталий Бойко.
Тенденция повышения торговой активности в Украине подтверждается и тем, что торговля стала самым популярным видом бизнеса в Украине. По данным платформы Opendatabot, большинство юридических лиц при регистрации выбирают основным видом деятельности оптовую торговлю, тогда как большинство ФЛП - розничную. Так, в 2018 году было зарегистрировано в сфере оптовой торговли 11869 юридических лиц, то есть каждое третье предприятие. А розничной торговлей среди ФЛП решили заниматься около 37 тысяч человек - доля занятых в этой сфере предпринимателей уже несколько лет составляет 30-36%. Также в Украине зафиксировано, что розничная торговля входит в тройку лидеров по числу вакансий.
То, что торговля активизируется, свидетельствуют данные Госкомстата: в январе-феврале 2019 г. индекс физического объема оборота розничной торговли по отношению к аналогичному периоду прошлого года составил 106,8%. То есть объемы торговли в среднем по стране выросли почти на 7%. Среди регионов наибольший прирост оборота розничной торговли наблюдался в Закарпатской (14,6%), Киевской (11,1%) и Винницкой (10,1%) областях.
Поэтому говорить о тотальном обнищании, а именно об этом неустанно «вещает телевизор», отнюдь не приходится. Понятно, что торговля не создает добавленную стоимость. Но именно она наиболее ярко демонстрирует рост благосостояния рядового потребителя. Ни один серьезный инвестор не будет строить торговый центр, если тот не гарантирует 20-30% доходности. Иными словами, появление такого количества торговых площадей в столице, это как минимум опосредованная оценка платежеспособности киевлян и ее гостей, которая в последние годы только растет.
Марина Нечипоренко, Киев