Это касается и Сирии, и Украины
Глава российского МИД Сергей Лавров в интервью газете «Труд» заявил, что война в Сирии «действительно закончилась». Даже у опытного мастера выдавать желаемое за реальность тут дрогнул голос, потому что Россия уже минимум трижды объявляла о сворачивании военной операции и своего контингента в Сирии, но и после этого продолжала воевать. Пришлось добавить, мол, на этот раз «действительно».
По его словам, сейчас на первый план выходят задачи оказания комплексного гуманитарного содействия Сирии и продвижения политического процесса по урегулированию кризиса для достижения надежной и долгосрочной стабилизации в этой стране, а также в Ближневосточном регионе в целом.
Вспомним, как все начиналось
Напомним, сирийская война началась в 2011 году с расстрела гражданских протестов против диктаторского режима Асада, а второй раз - в 2015 году, когда Башар Асад, стоя на грани судьбы ливийского лидера Каддафи, попросил Россию о военной помощи. Его собственная ситуация на тот момент была катастрофической и грозила поражением сирийской правительственной армии и захватом Дамаска. Вооруженная оппозиция имела стратегическое преимущество, стояла на подступах к крупным городам: Хаме, Дамаску, Латакии, Эль-Хасаку, Эс-Сувейду, контролировала целые провинции и главные транспортные магистрали. Радикальные группировки в то время также установили контроль над большинством нефтяных месторождений на территории от Ракки до Пальмиры и вокруг Дейр-эз-Зора. Правительственные силы были фактически прижаты к западной границе Сирии, а на севере страны линию фронта удерживали курды. Крах диктатора был близок и неизбежен. Но тут пришел Путин и продолжил войну еще на четыре года.
Что толкнуло российского автократа на эту авантюру, кроме естественного переживания за другого такого же правителя и нежелания, чтобы «диктаторопад» по всему миру продолжался. Официальная позиция российских властей - борьба с терроризмом. Но здесь стоит заметить, что именно путинский режим приложил руку к становлению Исламского государства, преследуя мусульман на Северном Кавказе. Очень многие сунниты восприняли конфликт в Сирии как священную войну - в ИГИЛ тогда находились тысячи российских мусульман, а на радиостанции ИГИЛ было несколько часов русскоязычного вещания.
Еще одна распространенная версия - защита интересов Газпрома от строительства катарской трубы - газопровода из Катара через Сирию и Турцию в Европу. Но и тут неувязка: разрушенной войной стране на восстановление как раз нужны деньги, поэтому сирийцы были бы сами заинтересованы в строительстве газопровода - с Асадом или без него.
Ключевые слова: Украина, Донбасс, Боинг
До 2015 года Сирия не слишком беспокоила Кремль, хотя гражданская война там шла уже третий год. Тогда российских телезрителей пугали рассказами не про ИГИЛ, а про бандеровцев и хунту, которая захватила Киев. Но попытка «по-быстрому» вернуть Украину в империю провалилась, недозахваченный Донбасс стал «чемоданом без ручки», а тут еще Боинг, санкции, остановка «Южного потока», падение цен на нефть, обвал рубля... Вот в Кремле и нашли способ: а) переключить внимание россиян с Крыма и Донбасса, одновременно отправив вооруженных «русскомирцев» на убой подальше в составе «якобы-частной» военной компании; б) с помощью крылатых ракет и бомбардировщиков вернуть уже почти изолированного Путина за всевозможные столы «мирных переговоров». Ну еще бы: с кем еще договариваться о прекращении войны, как не с тем, кто эту войну целенаправленно подпитывает.
Кремль принуждает Запад к диалогу и налаживанию отношений, что по замыслу должно привести к постепенному снятию санкций и признанию Крыма, путь даже молчаливому.
Кремль решает в Сирии задача сохранения власти и восстановления отношений с Западом, со всеми следующими из этого газовыми потоками в Европу, снятием санкций и сохранением контроля над российской экономикой вместе с Газпромом, Роснефтью и другими корпорациями.
О победе именно в этой войне и попытался заявить Лавров.
А как же Сирия? А в Сирии война...
А Сирия оказалась отброшена назад в 2011 год - тут и поныне правит диктатор, которого не хочет собственный народ. Плюс страна в полной разрухе, число убитых невозможно точно подсчитать: по оценкам - от 370 тысяч до 570 тысяч - из 20 миллионов жителей 13 миллионов стали беженцами внутри страны или за ее пределами, а стороны, участвовавшие в войне, до сих пор ищут решения своих вопросов. Так, иранские «добровольцы» грозят войной Израилю. Турция оказалась перед лицом теперь уже хорошо вооруженных курдских формирований и строит защитный пояс для своей границы.
Так что война в Сирии, точнее будет сказать, снова начинается. И премьер-министр Израїля Биньямин Нетаньяху, приехав к Путину в Сочи, рассказал ему как раз не о завершении войны, а об опасности ее эскалации, предупредив об угрозе, исходящей от Ирана. Да еще с главой Минобороны России Сергеем Шойгу Нетаньяху обсуждал «законченную войну» целых полтора часа.
И ИГИЛ никуда не делся. После всех авиакосмических ударов он вернулся к тому, что умеет лучше всего - к тайной войне. Радикальные исламисты перебрались в Афганистан, Пакистан, Филиппины и Индонезию, вернулись в Европу, хорошо чувствуют себя на границе Египта и сектора Газа.
Поэтому, если Россия говорит, что война в Сирии закончилась, значит сейчас ей так выгодно. Поскольку сирийская ситуация в целом выглядит так же, как с «мирным Донбассом», который Россия пытается впихнуть в Украину со всеми своими «армейскими корпусами», уклоняясь от ответов на вопросы о границе и демилитаризации.
Александр Волынский, Киев