У России на сегодня меньше ресурсов, нежели когда-то у СССР, но Кремль компенсирует это большей рискованностью своих действий
Четвертый по счету форум Бориса Немцова, который традиционно собирает российскую оппозиционную элиту, после Берлина и Праги – в этом году прошел в Варшаве. Основными ньюсмейкерами форума в первый день его работы стали американский политолог Френсис Фукуяма и российский оппозиционер Алексей Навальный. Они говорили о геополитической картине мира, основных угрозах для европейской и глобальной безопасности. А в эпицентре, понятно, была современная Россия.
НЕМЦОВ, ПОПЕЛУШКО И ОЖИДАНИЕ БЫСТРЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
На открытии форума Жанна Немцова – дочь лидера российской оппозиции Бориса Немцова, убитого в 2015 году в Москве, выразил мнение, что смерть отца не была напрасной, поскольку после этого в России прекратились политические убийства представителей оппозиции. Она сравнила убийство отца с гибелью в коммунистической Польше в 1984 году капеллана оппозиционной “Солидарности” Ежи Попелушко. Это не осталось незамеченным представителями польских властей. Глава МИД Польши Яцек Чапутович, который выступал после Немцовой, пытался провести интересные параллели: через пять лет после смерти Попелушко в Польше начались демократические изменения, а сейчас как раз исполняется пять лет с дня смерти Немцова... Он призвал обратить внимание на эту интересную особенность, отметив, что изменения могут быть быстрее, чем на это можно надеяться, как это произошло 30 лет назад в коммунистической Польше. Впрочем, “руку Путина” Чапутович заметил и в Варшаве: он долго не мог подстроить себе микрофон для выступления, шутя, что и тут Путин “мог поработать”.
АВТОРИТАРИЗМ И ПОПУЛИЗМ
Тем временем Фукуяма во время своей “лекции о свободе” обратил внимание на то, что уже выросло новое поколение, которое никогда не жило при коммунизме. Следовательно, к сожалению, оно воспринимает демократию как нечто очевидное, за что не надо бороться. Он подчеркнул, что мир сейчас вступает в эпоху, когда перед ним существует целый ряд опасностей. Первой он назвал появление и укрепление авторитарных режимов в России и Китае.
Россию Фукуяма охарактеризовал как “авторитаризм под маской демократии” и как государство, которое находится в состоянии конфликта с Западом. При чем этот конфликт не открытый, отметил профессор Стэнфордского университета. Цель Путина – максимально ослабить соперника, и сейчас он нашел, как это сделать: используя популистов и различные антисистемные движения в Европе. Различие между бывшим СССР и современной Россией Фукуяма видит в том, что в отличие от бывших советских вождей, Путин готов идти на риски, которые сейчас еще сложно предсказать. Политолог отмечает, что у России на сегодня еще меньше ресурсов, нежели когда-то у СССР, но Кремль компенсирует это большей степенью рискованности своих действий.
По мнению Фукуямы, Путин понимает, что не может “экспортировать” за рубеж российскую систему ценностей, которая просто неприемлема, а следовательно сосредотачивается на том, чтобы через техники гибридной войны поколебать веру в себя западных демократий.
Впрочем, большей, чем Россия, угрозой Фукуяма все же считает технологически развитый и очень амбициозный Китай. Он подчеркнул, что авторитарный Пекин, в отличие от Москвы, не откровенно агрессивен, а действует гораздо осторожнее: пытается контролировать всех своих граждан через современные технологии, а влияние в мире насаждает благодаря различным проектам, таким как “Шелковый путь” и тому подобное.
Другой значительной геополитической угрозой для мира политолог назвал рост популизма, яркими примерами чего являются Великобритания и США. Наибольшей угрозой популистов, которые приходят к власти на Западе, является стремление разрушать демократические механизмы в своих странах под лозунгами, что их якобы избрали легально на выборах и они имеют демократический мандат на изменения. И под этим предлогом они разрушают верховенство права и независимость судов в своих странах. Впрочем, противодействие популизму есть, по его убеждению, она наблюдается там, где люди не боятся идти против болезненной системы. И такие примеры, как констатировал политолог, были в Бирме или Украине, а сегодня – в Гонконге.
ИДЕОЛОГИЯ КРЕМЛЯ И НАСЛЕДИЕ ПУТИНА
Во время обсуждения актуальных проблем в России оппозиционер Навальный сделал реверанс в сторону американского политолога, отметив, что вся идеология Кремля опирается на то, чтобы доказать: Фукуяма был неправ.
Затрагивая вопрос преемников Путина, оппозиционер отметил, что уже сейчас есть как минимум два кандидата на его замену – это действующие министры обороны и иностранных дел РФ Сергей Шойгу и Сергей Лавров, которые, в условиях блокирования независимых кандидатов, легко победят на выборах президента России. Впрочем, Путин может захотеть сохранить власть, например – путем хитрой комбинации: объединив Россию и Беларусь в конфедерацию и стать президентом нового государственного образования. В то же время помешать таким планам может лидер Беларуси Александр Лукашенко, амбиции которого не меньше, чем у Путина.
По мнению Навального, Путин как президент себя уже исчерпал, “крымская или украинская карта”, несмотря на отчаянные попытки удержать их на повестке дня в России, уже не сплачивает электорат вокруг Путина, его авторитет слабеет.
В то же время тактикой оппозиции он назвал оюъединение социальной и политической повестки, сосредоточение на проблемах внутри страны. Наибольшим оружием оппозиции он назвал доверие к себе со стороны населения, которого власти не смогут лишить. Следовательно, оппозиция все делает открыто, имеет прозрачную финансовую отчетность.
Навальный подчеркнул, что в России сейчас нет никакого доверия к Путину, а есть инерция, когда люди просто доверяют чиновнику, за которым стоит флаг и висит герб. Во время выступления оппозиционер дал определение путинской идентичности: “Это советский патриотизм, ностальгия за тем, чего никогда не существовало...”.
ИНТЕРНЕТ И УГРОЗА
Навальный и Фукуяма акцентировали внимание на современных информационных технологиях, их влиянии на власть и ее сохранении. Фукуяма отметил, что его взгляды за последние годы немного изменились, и наряду со значительными шансами, которые открывал перед миром Интернет, сейчас наблюдаются также значительные угрозы. С одной стороны, как отметил политолог, есть, например, Китай, который полностью контролирует сеть в своей стране, а с другой – страны Запада, где Интернет контролируют несколько гигантских частных компаний. В обоих случаях – это очень плохо, подытожил он.
В свою очередь Навальный отметил, что в России власти не контролируют Интернет и поэтому два последних года ведут отчаянную борьбу за контроль над ним. Он подчеркнул, что там, где российская властная машина не может заблокировать оппозицию онлайн – она приходит офлайн в масках домой и запугивает представителями силовых структур.
ОБ УКРАИНЕ И САНКЦИЯХ
Навальный прямо говорит, что он старается избегать вопроса Крыма и Украины, поскольку их и без того много в российском информационном пространстве, в программах пропагандистских СМИ. Он отмечает, что Кремль пытается сделать все возможное, чтобы сфокусировать внимание на Украине или Грузии, чтобы рядовые россияне не сосредоточивались на проблемах внутри страны. Но, по его убеждению, так сделать не удается: эффект Крыма все меньше влияет на рядовых россиян. По мнению Навального, российские власти активно действует против крымских татар, поскольку панически их боятся.
По словам Фукуямы, лучшее, что можно сейчас сделать для крымских татар – это вернуть Крым Украине. Впрочем, он выразил сожаление по поводу того, что вряд ли это произойдет в ближайшее время.
Затрагивая вопрос западных санкций против России, Навальный отметил, что он не сторонник секторальных санкций, а выступает за углубление персональных санкций против близкого окружения Путина и кремлевских пропагандистов, вроде Владимира Соловьева.
“Находясь в России, они все кричат об ужасных русофобах в Европе, что мы должны поставить консервативный, моральный заслон европейской безнравственности, а в пятницу вечером садятся в частный самолет и вылетают со своей семьей в Европу. Ну, можно же этих людей не впускать в Европу?”, – отметил Навальный, подчеркивая, что у Соловьева есть элитная недвижимость в Италии, где он часто отдыхает.
По мнению российского оппозиционера, необходимо несколько сотен таких лиц внести в санкционные списки – и российский народ одобрительно на это отреагирует.
Можно со многим согласиться в высказываниях Фукуямы и Навального, но есть с чем и подискутировать. Ну, хотя бы в вопросах санкций или “крымского” вопроса в России. Секторальные санкции очень даже необходимы, ведь поступления в федеральный бюджет идут на милитаризацию российской армии, возвращаются в виде снарядов и современного вооружения против украинской армии на Донбассе. Чем меньше этих средств остается в результате санкций, тем гипотетически меньше потратиться на гонку вооружений в РФ. В то же время сложно обходить вопрос крымских татар в Крыму, когда этот народ целенаправленно преследуется и искусственным методом последовательно вытесняется с полуострова.
Юрий Банахевич, Варшава
Фото автора