Согласие Украины на «формулу Штайнмайера» стало толчком для развития ситуации на Донбассе, но о векторе движения говорить рано
Сессия ПАСЕ прошла без участия украинской делегации. Владимир Зеленский познакомился с Александром Лукашенко.
Украина, к сожалению, проиграла очередной раунд информационной борьбы с Россией. Согласие руководителя украинской делегации в Трехсторонней контактной группе в Минске Леонида Кучмы на применение «формулы Штайнмайера» прошло в российском информационном шлейфе, что негативно повлияло на восприятие заявлений на эту тему Владимира Зеленского. Президенту придется бороться с разнообразными проявлениями «зрады», причем не только вызванными недовольством активной части украинского общества, но и инспирированными извне. В России хорошо понимают последствия турбулентности, охватившей Украину, для очередной попытки показать наше государство как failed state, и вряд ли упустят свои шансы. Дружелюбный тон заявлений Владимира Путина не должен вводить в заблуждение, ведь стратегическая цель России не претерпела изменений: она по-прежнему стремится вернуть Украину в сферу собственного безоговорочного влияния. Германия и Франция вполне ожидаемо приветствовали согласование «формулы Штайнмайера», и готовятся к проведению саммита четырех, на котором должны дебютировать не только Владимир Зеленский, но и Эммануэль Макрон.
Президент Франции, выступая во время осенней сессии ПАСЕ, отметил целесообразность возвращения российской делегации в Ассамблею. Ожидать раскаяния политиков Старого Света по этому вопросу не стоит, и в этом вопросе лучше избегать лишних иллюзий. Украинская делегация формально отсутствовала во время осенней сессии ПАСЕ, и это как минимум вызвало падение интереса внутри государства к ходу событий в Страсбурге. Реанимировать его может функционирование неформальной группы «Балтик+», которая объединила государства, которые не в восторге от необходимости работать в ПАСЕ рядом с российскими парламентариями.
Встреча президентов России и Беларуси во время Форума регионов в Житомире выглядит полезной для обоих президентов. И Зеленский, и Лукашенко (конечно, каждый в собственном формате) пытались понравиться собеседнику. Подписание контрактов на сумму в 0,5 миллиарда долларов – хорошее свидетельство обоюдной заинтересованности, как и слова белорусского президента о целесообразности развития ракетной программы обеими странами. Предполагаю, что это только одна из первых ласточек вследствие краха соглашения о РСМД, а гибридное партнерство между Киевом и Минском наберет обороты.
Евгений МАГДА, Институт мировой политики