Интервью Эммануэля Макрона в который раз заставляет спрашивать: куда катится Европа, и мы вместе с ней.
В многочасовом интервью, проведенном в его роскошном офисе в Елисейском дворце президент Франции Эммануэль Макрона утверждает, что европейские страны больше не могут полагаться на Америку как союзника по НАТО, Европа стоит на «краю пропасти», возникает биполярный мир, в котором правят США и Китай, а на границы Европы вернулись авторитарные государства - Россия и Турция. Он считает, что эти изменения требуют восстановления европейского суверенитета и восстановления стратегического диалога с Россией.
Три причины переживать за Европу
Европейские страны больше не могут рассчитывать на США в вопросах защиты союзников по НАТО. Об этом заявил президент Франции Эмманюель Макрон в интервью журналу The Economist. «То, что мы сейчас переживаем, - это смерть мозга НАТО», - считает Макрон.
А еще он сказал, что США не согласовывают свои стратегические действия с партнерами по НАТО, потакают агрессии со стороны другого союзника - Турции в Сирии. (Напомним, в октябре Макрона уже заявлял, что неспособность НАТО отреагировать на наступление турецких войск на позиции курдов является «серьезной ошибкой» альянса и всего западного мира. - Ред.).
Журналисты спросили, верит ли он в действенность пятой статьи Устава НАТО, которая гарантирует, что в случае нападения на одного из участников альянса, союзники придут ему на помощь. Я не знаю, - ответил Макрона и спросил в ответ: - Если режим Башара Асада решит отомстить Турции, будем ли мы вступать в бой? Это настоящий вопрос».
И назвал три фактора, по которым сложилась нынешняя ситуация.
Во-первых, это потеря Европой, по выражению президента, ее телеологии (цели, ради которой она существует. - Ред). «Старая Европа» была объединена прогрессивным осознанием себя как единого рынка, постоянно стремящимся к расширению и развитию. Сейчас это осознание, по его мнению, утрачено.
Во-вторых, это изменение позиции Соединенных Штатов. Хотя США и остаются нашим большим союзником, но переориентируются на Китай и американский континент. Это изменение было инициировано еще при Бараке Обаме, отметил Макрон, ... но впервые американский президент не разделяет идею европейского проекта, и политика США выходит за рамки этого проекта. Альянс может функционировать только в том случае, если его основной гарант воспринимает свою роль серьезно. Я бы сказал, что нам следует пересмотреть функции НАТО в свете неуверенности в том, что касается действий США.
И третье, разбалансирование мира идет параллельно с укреплением китайского государства, что создает риск биполяризации и явно маргинализирует Европу. А к риску G2 (то есть «США -Китай». - Ред.) добавляется еще возвращение авторитарных государств на границы Европы, что также очень глубоко ослабляет нас, - добавляет Эммануэль Макрон, говоря о Турции и России.
В итоге, он считает, что если европейцы не осознают этой ситуации и не возьмут ее под контроль, есть высокий риск, что в конце мы исчезнем геополитически, или по крайней мере больше уже не будем хозяевами своей судьбы.
Три сценария развития России
В интервью Макрона изложил и свой взгляд на развитие России. По его мнению, есть три сценария.
Россия может восстановить статус супердержавы, но это будет крайне сложно, поскольку для этого ей не хватает экономической мощи и численности населения. «Население России включает в себя мусульман - и страна окружена мусульманами... Она могла бы получить огромное преимущество за счет миграционной политики. Но нет, это православный консервативный проект, поэтому это не сработает», - сказал президент Франции.
Второй сценарий - это развитие государства по «евразийской модели», но тогда Россия попадет в зависимость от сильного Китая. «Я ни секунды не представляю себе, что стратегия Путина - быть вассалом Китая», - объясняет Макрон.
Наконец, третья стратегия предусматривает сбалансированное сотрудничество с Европой. На сегодня «консерватизм» Путина привел к развитию антиевропейского проекта, но «я не понимаю, как этот проект может вылиться во что-то другое, кроме как в проект партнерства с Европой», - считает французский президент. Сейчас Путин смотрит на ЕС как на вассала США и считает расширение Евросоюза враждебным по отношению к России, однако в будущем в Москве пересмотрят такое отношение
Со своей стороны Макрон также заявил о намерении пересмотреть отношения с Россией: «Если мы хотим... восстановить европейскую стратегическую автономию, нам нужно изменить нашу позицию в отношении России». Впрочем, он уточнил, что такая задача вряд ли может быть выполнена в ближайшее время, и процесс восстановления диалога с Москвой может занять около десяти лет.
Три реакции на слова французского президента: из Германии, НАТО и из России
Канцлер Германии Ангела Меркель быстро отреагировала на замечания Эммануэля Макрона, сказав, что она не разделяет это мнение и что НАТО остается краеугольным камнем европейской безопасности. Я не думаю, что такое неподходящее решение необходимо, даже если у нас есть проблемы, даже если нам придется восстановиться, - добавила она на пресс-конференции в Берлине, совместной с генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом.
Генсек НАТО подчеркнул, что ... альянс в силе; США, Северная Америка и Европа вместе делают сейчас больше, чем делали в течение десятилетий - активнее чем когда-либо со времен холодной войны усиливают коллективную оборону. Европейские союзники перед лицом все более непредсказуемого мира повышают готовность своих сил обороны, а США в свою очередь увеличивают присутствие в Европе - войсками, маневрами и инвестициями в инфраструктуру. Он также добавил, что попытки дистанцировать Европу и Северную Америку несут риск ослабления НАТО и трансатлантических связей. Süddeutsche Zeitung отмечает, что Столтенберг отреагировал на слова Макрона по-своему: выступая в Берлине он даже не упомянул имени французского президента, однако все пассажи в его речи звучали как антитезы Макрону. НАТО и Европейский Союз - это две стороны одной медали ... Европейское единство не может заменить трансатлантическое единство ... Сама Европа не сможет себя защитить, - предостерег генсек.
А вот в России понравились слова президента Франции. Пресс-секретарь российской дипломатии Мария Захарова у Facebook назвала замечания Эммануэля Макрона золотыми словами, искренними и отражающими сущностное, точное определение современного состояния НАТО. Следует понимать, что и главный в тамошней власти тоже доволен.
Три альтернативных рассуждения от Хайко Мааса
«Во-первых, президент Макрон прав, поставив в центр своего мнения сильную и суверенную Европу. В будущем нам, европейцам, придется брать на себя большую ответственность за свою безопасность», - пишет глава МИД ФРГ Хайко Маас в своей авторской контрстатье в Spiegel.
Во-вторых, было бы ошибкой подрывать НАТО, отмечает Маас, поскольку без США ни Германия, ни Европа не смогут эффективно защитить себя. «Недавно это стало понятно из-за расторжения Россией Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности. Внешняя политика и безопасность без Вашингтона была бы безответственной, разъединение европейской и американской безопасности опасно. Еще много лет нам понадобится НАТО ... Да, мы хотим сильной и суверенной Европы, но она нужна как часть сильного НАТО, а не как его замена».
И, в-третьих, не следует разделять европейцев в вопросах безопасности. «...Не может быть особых путей, ни в отношении Москвы и ни в других вопросах. Наши соседи в Польше и странах Балтии могут нам доверять, мы относимся к их потребностям безопасности так же серьезно, как и к собственным.
Он также подчеркнул: «Быть голосом разума сегодня наша важнейшая внешняя ответственность и безопасность. Мы над этим работаем очень конкретно: например, по кризису в Украине, поддерживая конституционный процесс в Сирии, в вопросе иранской ядерной программы, (...) в переговорах о прекращении огня в Ливии».
... и три причины для украинцев не принимать это близко к сердцу
Уже несколько лет подряд мы слышим ту же наивную ошибку в оценках нынешнего российского режима европейскими политиками. Они ищут в голове Путина... свои собственные мозги: «Не может же автократ быть прямо настолько безумен»... Может. Ведь то, что неприемлемо для выпускника Sciences Po (Институт политических исследований в Париже, основанный 1871. - Ред.), даже изучавшего Макиавелли, вполне естественно для выпускника школы КГБ.
Не приходит же президенту Франции идея установить «стратегический диалог» с Исламским государством, или с любым террористом, который выдвигает условия, угрожая оружием. Преступника надо обезвредить, а не обмениваться с ним мнениями, «диалог» только провоцирует Путина, потому что он воспринимает разговоры как разрешение безнаказано продолжать. Вот и теперь «коллективный Путин» пытается выскочить из-под экономического давления, уняв в телеэфирах еще недавнюю воинственную риторику о «радиоактивном пепле» и «ядерном мученичестве».
К счастью - и это первая причина не преувеличивать сказанное господином Макроном в интервью - Франция демократическое государство, в ней действуют институты, поэтому личные соображения президента о будущем - отнюдь не свершившаяся реальность.
Вторая причина в том, что НАТО сейчас объединено тем самым гипотетическим «партнером Макрона по диалогу» - господином Путиным. В 2014 году Россия вернула «смысл существования» военному блоку, в котором после распада СССР уже не очень-то понимали зачем он теперь нужен и как быть дальше. Именно нападение на Украине, аннексия Крыма дали ясность - враг никуда не делся, старая империя только изменила название с идеологической - СССР - на «этническую» более привычную. НАТО уже учено, и на колебания отдельно взятых политиков уже не отвлекается - заводит войска ближе к угрожаемым территорий, размещает авиабазы и противоракетную оборону. Не далее как 7 ноября, как раз в день обнародования интервью Макрона, главы военно-морских сил Германии, Великобритании, Франции, Бельгии и Нидерландов подписали в Гамбурге план отражения угроз России в регионе Северного моря и Ла-Манша.
И третья причина, главная. То, что с нами может произойти и произойдет, зависит больше от нас самих, чем от Эммануэля Макрона или любого президента пусть даже большой сильной страны. По крайней мере так должно быть. Укрепляя экономику, науку и армию, мы не будем зависеть ни от чьих личных планов и концептуальных размышлений.
Александр Волынский, Киев