Подробнее о том, что наобещали друг другу президент Украины и генсек НАТО
В рамках первого официального визита в Брюссель новоизбранный президент Украины Владимир Зеленский заверил в неизменности евроатлантического курса Украины. И получил поддержку партнеров, в очередной раз подтвердивших намерение содействовать Украине на этом пути. Хотя, учитывая многолетнюю официальную взаимную дружбу, несколько непонятным кажется отсутствие каких-то более четких сигналов с их стороны. Укринформ анализирует, открылись ли для Украины новые перспективы в результате встреч в Брюсселе и насколько далека наша страна сегодня от полноценного членства в альянсе.
Как Владимир Зеленский знакомился с руководством НАТО
Одними из главных событий брюссельских смотрин Владимира Зеленского стали его участие в заседании комиссии Украина-НАТО и совместная пресс-конференция с генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом. Учитывая неоднозначную предвыборную риторику Зеленского по проблеме войны с Россией и курса на интеграцию в НАТО, как в Украине, так и за рубежом появились определенные опасения насчет будущего внешнеполитического курса нашей страны. К счастью, заявленная перед всем миром в Брюсселе позиция нового президента Украины развеивает эти опасения. В частности, Владимир Зеленский заявил: Стратегический курс Украины на то, чтобы получить полноценное членство в НАТО, что записано в Конституции Украины, остается неизменным, это приоритет нашей внешней политики. Кроме того, президент подчеркнул, что ключевым направлением безопасности являются именно реформы, усиление и развитие собственных возможностей в сфере безопасности, вплоть до полноценной интеграции с НАТО, а не переговоры с Россией любой ценой.
Впрочем, если с трибуны в Брюсселе Зеленский уверенно рассказывает об интеграции с НАТО, то в эфире Плюсов повторяет избирательные тезисы о референдуме про вступление в Североатлантический альянс: Я говорил, что мы информационно должны рассказать каждому украинцу, что такое НАТО, что это не так страшно. И когда все украинцы будут готовы, мы обязательно вынесем этот вопрос на референдум, и Украина обязательно будет в НАТО. Президент Украины упорно игнорирует то, что в НАТО не требуют проведения референдума от своих потенциальных членов, такого положения нет ни в одном программном документе Альянса, а просветительская работа Что такое НАТО, как правило, проводится усилиями органов власти и общественных организаций за считанные месяцы, и поэтому таких серьезных (а как в случае с Брекситом, и вообще провальных) общенациональных акций, как референдум, не требует.
Заявления о подобных процедурах при интеграции Украины в НАТО, которые на самом деле не обоснованы требованиями альянса, на наш взгляд, вызваны электоральными и внутриполитическими интересами действующего президента. Главная цель - сохранить свой электорат. Очевидно, когда Владимир Зеленский в ходе всей президентской кампании рассказывал о необходимости референдумов по поводу и без, то в канун парламентских выборов так резко менять риторику - плохое решение. Но, к сожалению, это не единственная и далеко не главная проблема на евроатлантическом пути нашей страны. Ведь, рассказывая о сотрудничестве, представители альянса пока избегают говорить о полноценном членстве Украины.
Никаких “уставных” ограничений на пути Украины в НАТО нет
Уже довольно долго в Украине распространяется миф, будто устав НАТО запрещает принимать в альянс страны, у которых есть неурегулированные территориальные споры. И якобы Россия, аннексировав Крым и начав войну на Донбассе, заблокировала нашей стране дорогу в Североатлантический альянс. Как ранее заблокировала ее путем локальных конфликтов Молдове и Грузии.
Корни этого мифа растут из неправильной трактовки и перевода решений Вашингтонского саммита НАТО 1999 года, когда после довольно проблемного вступления в Альянс Польши, Чехии и Венгрии был разработан двухступенчатый механизм приема новых членов. Именно тогда впервые появился такой документ как “План действий по членству в НАТО (ПДЧ). В документах тех лет есть формулировка, что претендентам было бы ЖЕЛАТЕЛЬНО урегулировать мирным путем существующие конфликты и территориальные претензии. То есть обязательных требований на этот счет нет. Наконец, в истории НАТО есть несколько случаев, когда в альянс интегрировали страны с территориальными конфликтами, а также пример горячего противостояния между самым членами альянса, как в случае Турции и Греции.
Выдвижение требований к конкретному кандидату в НАТО - это чисто политическая воля с обеих сторон, и в каждом отдельном случае весь процесс происходит индивидуально. В частности, когда появилась политическая воля у руководителей Черногории, то вступление этой балканской страны в НАТО произошло, по украинским меркам, просто молниеносно. Сегодня так же быстро идут процессы интеграции Северной Македонии, и это после завершения ее многолетнего противостояния с Грецией вокруг проблемы названия. И тот факт, что сегодня руководители альянса не предоставляют Украине ПДЧ или прямого вступления, продиктован не какими-то формализованными требованиями, а именно политическими обстоятельствами - в гораздо большей мере состоянием украинской политики, безопасности и экономики.
Черноморский вектор — лучшее свидетельство реального курса НАТО в отношении Украины
С самого начала российско-украинского конфликта Альянс был последовательным в поддержке Украины. Важно то, что поддержка не ограничилась политическими действиями. Тренинг наших военных, привлечение Украины к масштабным военным учениям, поддержка реформ силовых структур и прямая финансовая поддержка обороноспособности нашей страны, все свидетельствует о намерении Североатлантического альянса строить отношения с Украиной всерьез и надолго. Причем важно, что на отдельных фронтах Украина и НАТО выступают де-факто как прямые военные союзники. В первую очередь - в Черном море.
Укринформ уже писал о том, как важно для нашей безопасности присутствие НАТО в Черном море. Ведь пока технические возможности нашего флота и противокорабельных средств далеки от того, чтобы эффективно противостоять действиям России на море. И события 2018 года в Керченском проливе показали, что Кремль готов на полную воспользоваться нашей слабостью и в любой момент развязать масштабную военную агрессию в Азовском и Черном морях. Но НАТО тогда фактически прикрыли нас на Черном море, резко нарастив там свое военное присутствие.
И заявления генсека НАТО Йенса Столтенберга во время встречи с Зеленским демонстрируют, что морской вектор поддержки Украины остается очень актуальным для НАТО. В частности, Альянс будет продолжать наращивать военное присутствие в акватории Черного моря, что создает очень серьезные проблемы для агрессивных действий российского флота. Также будет расширена поддержка Украины в развитии береговой инфраструктуры и тренировке наших морских сил.
Недавнее объявление об упрощенных условиях базирования кораблей НАТО в грузинских портах тоже очень хорошая новость для Украины. Пока наши программы развития морских вооружений дадут результат, должно пройти еще много времени - то есть на сегодня мы критически зависим от готовности НАТО закрыть черноморский фронт.
В конце концов, для настоящей безопасности Украины важны не формальные договоры, планы относительно членства и т.д., а реальные меры. Даже самые лучшие договоры без прямых действий остаются только текстом на бумаге. Со стороны НАТО и Украины такие действия есть. При том, что на пути Украины в НАТО нет каких-то непреодолимых препятствий или законодательных ограничений - лишь вопросы практического характера, которые просто следует решить со временем. Главное, чтобы у украинцев или западного руководства не исчезла мотивация и политическая воля это делать.
Вячеслав Масный, Киев