В Киев прилетают японские парламентарии, а через месяц Владимир Зеленский посетит Токио
Президент Украины Владимир Зеленский за первые месяцы на посту главы государства уже пообщался со многими лидерами ведущих стран. Он посетил Брюссель, Берлин, Париж, Торонто и Анкару/Стамбул, встретился с премьер-министрами Израиля и Молдовы, с президентами Финляндии, Эстонии, Словакии и Грузии. Кроме того, планируется встреча с президентом США. Кажется, что в Офисе президента Украины составляют отличный внешнеполитический график для Зеленского, усиливая впечатление, что Украина неуклонно будет продвигать свои традиционные европейский и евроатлантический курсы, развивая необходимые связи со странами-соседями, за исключением страны-оккупанта. Можно сделать вывод, что первые 100 дней каденции президента Украины Владимира Зеленского в сфере дипломатической деятельности завершились вполне логично и достаточно успешно.
Теперь подумаем о следующих шагах. В этом контексте следует помнить о единственной стране в Азии, которая наложила различные санкции против Российской Федерации после оккупации Крыма и агрессии на востоке Украины – Японии. Япония оказывает Украине большую финансовую помощь, всячески поддерживает ее суверенитет и территориальную целостность. На протяжении последних пяти лет украинско-японские отношения значительно укрепились в разных сферах, начиная с человеческого измерения и безопасности. Парадоксально, но именно вследствие российской агрессии против Украины Киев и Токио начали серьезнее относиться друг к другу. Ярким символом было проведение Года Японии в Украине в 2017 году.
Владимира Зеленского правительство Абэ уже пригласило в Токио для участия в церемонии оглашения императора страны Нарухито по случаю его восшествия на престол. Согласно сообщению местного информационного агентства Jiji, Зеленский встретится с премьером Шиндзо Абэ. И вполне возможно, что Абэ и Зеленский, или министры иностранных дел двух стран найдут возможность встретиться во время Генассамблеи ООН в Нью-Йорке.
Кроме этого, по нашей информации, в сентябре большая делегация парламентариев Японии приедет в Киев, что будет первым значительным визитом после смены украинской власти. И не только украинской, ведь в Японии, как и в Украине, 21 июля состоялись парламентские выборы, по результатам которых коалиция Либерально-демократической партии и ее давнего соратника партии Комэй сохранила большинство. Несмотря на это, японский премьер-министр Шиндзо Абэ решил переформатировать правительство под лозунгом «Стабильность и вызов». 11 сентября был утвержден новый состав кабинета министров Японии. Есть два важных кадровых изменения, на которые стоит обратить внимание: Таро Коно, который возглавлял министерство иностранных дел, стал министром обороны, а главой внешнеполитического ведомства стал экс-министр по вопросам экономического восстановления Тошимицу Мотеги. Мотеги приезжал в Киев в 2014 году, занимая пост министра экономики, торговли и промышленности Японии, и тогда подписал совместное заявление по вопросам энергетики с тогдашним министром энергетики Украины Юрием Проданом.
На сегодня качественная дипломатия требует устойчивой последовательности с креативностью. Какая повестка дня украинско-японских отношений после смены власти в двух государствах? Что Зеленский может сказать и предложить во время первой встречи с Абэ? Чего Киеву ждать от Токио, а Токио от Киева? Какие сферы сотрудничества могут стать приоритетными? Есть ли барьеры? Укринформ обратился к экспертам за комментарием.
Справка. В июне, к счастью, Абэ не принял решение отменить визовый режим для граждан Российской Федерации, несмотря на то, что местные СМИ не раз сообщали об этой возможности. Если бы правительство Японии приняло такое решение, это могло бы означать частичную (но беспрецедентную) отмену антироссийских санкций, поскольку МИД Японии объявил в 2014 году – с началом оккупации Россией Крыма – что Токио прекратило визовые консультации с Москвой.
Кроме того, Япония воздерживается от выражения четкой позиции относительно возобновления G8.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ЯПОНИЕЙ СТАЛО ДЛЯ ІХ СОЗЫВА УКРАИНСКОГО ПАРЛАМЕНТА ОДНИМ ИЗ ПРИОРИТЕТОВ.
Богдан Яременко, народный депутат Верховной Рады Украины, председатель Комитета по вопросам внешней политики и межпарламентского сотрудничества:
- В сентябре 2019 года была сформирована внешнеполитическая команда президента Зеленского, а, по сути, – Украины. В структуре управления внешнеполитической сферой Украины имею честь возглавлять парламентский комитет по вопросам внешней политики и международного сотрудничества.
Стоит отметить, что Конституция Украины наделяет парламент вполне конкретными полномочиями в этой сфере: это, прежде всего, определение основ внешней политики и ратификация международных соглашений Украины. Народные депутаты наделены также правами осуществления парламентского контроля за финансированием сферы внешней политики и реализации законодательства в этой сфере, прежде всего, законов «О международных договорах», «О дипломатической службе» и др.
Конечно, Верховная Рада Украины, как и любой другой парламент, активно участвует в межпарламентском взаимодействии и сотрудничестве.
Думаю, что вполне неслучайно кроме традиционно важных направлений межпарламентского сотрудничества, как участие в парламентских ассамблеях Совета Европы, НАТО, ОБСЕ и др. взаимодействие с Японией стало для ІХ созыва украинского парламента одним из приоритетов.
Чрезвычайный и Полномочный Посол Японии в Украине господин Такаши Кураи был первым иностранным послом, который посетил Комитет Верховной Рады Украины по вопросам внешней политики и межпарламентского сотрудничества нового созыва. Группа дружбы с Японией войдет в десятку самых массовых и созданных приоритетно. Первыми среди других иностранных парламентских делегаций Верховную Раду Украины IX созыва посетят члены группы дружбы с Украиной в японском парламенте.
Впечатляюще для первых двух недель работы новой Верховной Рады Украины!
Но, очевидно, не стоит удивляться: и Украина, и Япония - страны, которые разделяют общие ценности – верховенство права, демократию. Наши страны имеют нечто общее в истории – стали жертвами ядерных инцидентов. Обе страны подверглись посягательствам на территориальную целостность со стороны соседа. Обе страны находятся в крайне нестабильном безопасностном окружении, которое требует от украинского и японского народов больших усилий в развитии своих оборонных и безопасностных возможностей. Конечно, сходство вызовов и угроз способствует нахождению взаимопонимания в том, что ответ на существующие вызовы также следует искать общими силами.
Но есть еще и другое – неподдельный интерес обоих народов к культуре и искусству.
Украине очень нужны японские инвестиции. Наши нации развивают взаимную торговлю и экономическое сотрудничество без каких-либо ограничений.
Если добавить сюда тот факт, что Япония всегда была среди крупнейших доноров разнообразных программ помощи или реализации стратегических инфраструктурных проектов в Украине, то вообще становится очевидно, что активное продолжение контактов на всех, включая парламентский, уровнях – это действительно желанный и, можно сказать, безальтернативный путь развития.
И новые украинские парламентарии будут искренне рады продолжать двигаться этим путем. Тем более, что в случае с Японией мы всегда чувствуем движение навстречу и протянутую руку искренней дружбы.
СЛЕДУЕТ ПОПРОБОВАТЬ РЕАЛИЗОВАТЬ ПРОЕКТ ПО СОЗДАНИЮ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ С ВЕДУЩИМИ ПОДРЯДЧИКАМИ ЯПОНИИ В СФЕРЕ ОБОРОНЫ
Сергей Кошевой, специалист по вопросам внешней политики и безопасности стран Азиатско-Тихоокеанского региона:
- Прежде всего, стоит заметить, что Япония – третья глобальная сила после США и Китая с положительной тенденцией экономического роста, государство с ведущими позициями в сфере инноваций, а именно - возобновляемых источниках энергии, нано- и биотехнологиях, телемедицине (E-Health), ИТ-отрасли, робототехнике, автоматизации домашнего быта, химической промышленности, продукции фармацевтического сегмента и т.д. Очевидно, что две страны должны еще больше укреплять отношения в сфере политики, безопасности, экономики, инфраструктуры, бизнеса, окружающей среды, культуры и др. Все это создает существенные предпосылки для углубления широкого спектра украинско-японского сотрудничества. Кроме того, для мощных и бизнес-ориентированных стран, таких как Япония, улучшение нашей бизнес-среды станет первоочередным сигналом об успешности реформ и существенным и значительным мотиватором для начала и углубленного сотрудничества с японскими корпорациями, которые могли бы сыграть важную роль в содействии развитию такого сотрудничества, больше инвестируя в растущую экономику нашей страны.
Представляется очень полезным углубить сотрудничество и тесное взаимодействие с представителями японских компаний, которые уже работают в Украине и Японской федерацией бизнеса «Кейданрен», учитывая быструю реализацию амбициозных целей новой команды чиновников, прежде всего в антикоррупционной сфере. Более того, целесообразно разработать предложения относительно разработки комплексной долговременной стратегии отношений Украины с Японией с акцентом на более активное развитие партнерства, усилить работу по дальнейшему углублению политического украинско-японского диалога на высшем уровне.
Впрочем, контакты не должны ограничиваться только наивысшей ступенью. Сотрудничество следует выстраивать на всех уровнях государственных учреждений и органов исполнительной власти. Драйвером диалога между Украиной и Японией должен стать безопасностный компонент. Для этого следует активно продвигать продление и усиление целевых экономических санкций против Российской Федерации, пока она полностью не выполнит Минские договоренности, не закончит войну и не деоккупирует Крым. Что касается усиления взаимодействия в сфере военно-технического сотрудничества, следует осуществить попытку реализовать проект на базе одного из предприятий Государственного концерна «Укроборонпром» по созданию совместного предприятия с ведущими подрядчиками Японии в этой сфере для выполнения оборонных заказов. Японский опыт и технологии плюс украинские мощности – это формула вполне реального практического взаимодействия. Ведь на сегодня снят запрет в украинском законодательстве на создание совместных предприятий в оборонно-промышленном комплексе и был запущен формат «2+2» (на уровне министров иностранных дел и обороны) взаимодействия между сторонами. Нам это выгодно и очень необходимо.
А что касается других конкретных аспектов сотрудничества, то нам следует настойчиво способствовать установлению новых и расширению существующих прямых связей между высшими учебными заведениями и научными учреждениями, в том числе расширению обменов преподавателями, учеными, экспертным сообществом для проведения совместных научных исследований, стажировок, повышения квалификации и обмена мнениями. Украина должна выбрать проактивную позицию относительно укрепления двусторонних отношений с Японией.
БЕЗОПАСНОСТНАЯ ПОВЕСТКА ДНЯ БУДЕТ ВАЖНОЙ, ПОСКОЛЬКУ У НАС ОБЩИЙ СОСЕД
Остап Крывдык, политолог, общественный активист:
- Как я понимаю, системной смены власти в Японии не произошло, поскольку премьер Абэ остается ключевым человеком в принятии решений в Японии. В то же время в Украине полностью сменилось руководство. И ему может недоставать понимания, какой должна быть стратегия отношений на этом направлении.
В определенной степени, украинско-японские отношения - заложник взаимоотношений с двумя другими странами: Россией и Китаем. Что касается российского фактора, ключевыми будут динамика войны на восточном украинском фронте и внутриполитические изменения в Украине, а также изменения внутри «большой семерки» относительно возможного возвращения России. Что касается китайского – то, как будут развиваться дела относительно продажи «Мотор Сичи». Дополнительным фактором является США, со всем комплексом их внутренних противоречий.
Думаю, что Токио ждет от Киева последовательности, верности своему слову, а также наследственности предыдущих договоренностей. В то же время, если продажа «Мотор Сичи» не будет остановлена, доверие будет подорвано. Практика новой украинской власти показывает, что сначала резких изменений не будет. Вопрос, что делать с «Мотор Сичью», если продажа китайским инвесторам не состоится, может также возникнуть.
Безопасностная повестка дня будет важной, поскольку у нас общий сосед, и у обеих стран есть оккупированные им территории. Российско-китайское военное сотрудничество несет вызовы и для Японии, и для Украины. Во-вторых, мы должны развивать экономическое сотрудничество — в частности, относительно инвестиций Японии в Украину.
В-третьих, это сотрудничество в области науки и культуры. Наши страны имеют все еще слишком мало знаний друг о друге, и того, как знания каждой из наций могут усилить глобальную конкурентоспособность, в частности, в космической отрасли, в сфере ядерных исследований, возможно — в авиации, сельском хозяйстве, ИТ.
КОГДА ОБЕ СТРАНЫ ОБЕСПОКОЕНЫ, НУЖНО ЭФФЕКТИВНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ФОРМАТ КОНСУЛЬТАЦИИ «ДВА ПЛЮС ДВА»
Цуйоши Гороку, лектор факультета международной политики и экономики, Университет Нишогакуша (Токио):
- Можно выделить две причины, почему Япония активно укрепляла отношения с Украиной на протяжении последних пяти лет. Во-первых, Япония надеется, что Украина будет выполнять необходимые для евроинтеграции задачи, как то - реализация антикоррупционной и экономической реформ и обеспечение верховенства права. Во-вторых, сегодня страны, такие как Россия и Китай, бросают вызовы мировому порядку, основанному на соблюдении правил, согласно которым Япония развивалась после окончания Второй мировой войны. Поэтому Токио сегодня укрепляет отношения не только с США, а также с европейскими странами, с которыми японцы разделяют ценности и нормы, такие как демократия, права человека и верховенство права, и именно в этом контексте Япония и усиливает отношения с Украиной.
Учитывая такие обстоятельства, Япония еще с 2014 года продолжает оказывать Украине значительную финансовую поддержку. Кроме того, было реализовано несколько взаимных визитов на высшем уровне. Также укрепляются человеческие и культурные связи между двумя странами, символом которых было проведение Года Японии в Украине.
Однако развитие двусторонних отношений не ограничивается этими сферами. Менее заметным, но все же очень важным событием было проведение первой безопасностной консультации между Японией и Украиной в формате «два плюс два» и подписание меморандума относительно сотрудничества и обменов в оборонной сфере между соответствующими ведомствами, что является, скорее, практическим результатом. Важно, что именно общие ценности и доверие между двумя странами стали предпосылкой проведения этой консультации и подписания меморандума. Когда ситуация с безопасностью ухудшается не только в Европе, но и в Азиатско-Тихоокеанском регионе, можно предположить, что такая консультация дала возможность двум странам понять обстоятельства в каждом регионе и осознать, что вопросы безопасности в обоих регионах на самом деле неотъемлемы друг от друга.
Безусловно, в Украине существует обеспокоенность относительно постепенного сближения Японии с Россией в течение последних лет, а Токио, в свою очередь, осторожно наблюдает за ростом влияния Китая на Украину, например, через возможное привлечение китайских инвесторов в военные сферы Украины. Но именно тогда, когда есть такая обеспокоенность, нужно эффективно использовать формат «два плюс два».
Конечно, трудно сделать так, чтобы понимание ситуации обеими странами совпадало, но и в дальнейшем важной задачей для них будет уменьшение разрыва между их взглядами на ситуацию с помощью диалога и расширения сфер взаимовыгодного сотрудничества.
Несмотря на смену власти в Украине и существенное обновление состава парламента, Япония надеется, что Киев не изменит своего пути, и вместе с этим – не изменится существенно и направление развития японско-украинских отношений.
Такаши Хирано, Киев