Условия найма и увольнения госслужащих упрощают. И есть опасения, что это приведет к злоупотреблениям со стороны их начальства
Вступил в силу Закон О внесении изменений в некоторые законы Украины по перезагрузке власти. Документ, в частности, упрощает порядок принятия на работу и увольнения чиновников и вводит возможность контрактной государственной службы на всех должностях во всех органах власти (до сих пор по контракту нанимали только руководителей отдельных ведомств и госпредприятий - преимущественно «стратегических»). Задача - повысить степень ответственности госслужащих за результаты своего труда. Конечная цель, как отмечают авторы документа, быстрая и эффективная перезагрузка власти в Украине. Поскольку предыдущая попытка навести порядок в этой сфере (принятие в декабре 2015 года Закона О государственной службе), по их мнению, не принесла ожидаемого результата. В частности, из-за недостатков самого документа, связанных с его неточностью и излишней бюрократизацией процесса назначения на должности государственной службы и увольнения с нее, стимулированием безответственности и безнаказанности государственных служащих. Мол, наглядно это демонстрируют результаты международного анализа эффективности работы власти в разных странах. По данным Всемирного банка, эффективность украинского правительства (исполнительной ветви власти) оценивается в 35 баллов из 100 возможных, что ставит Украину по этому показателю на один уровень с Гондурасом, Угандой, Косово и Науру. Для сравнения этот показатель в Румынии - 46 баллов, Польше - 74, Литве - 80, Израиле - 89, США - 93, Германии - 94 балла, - отмечается в Пояснительной записке.
Удастся ли теперь догнать и перегнать ближайших географических соседей (Румынию и Польшу)? Попробуем разобраться, за счет чего украинская власть будет пытаться изменить ситуацию.
Закон о “перезагрузке власти”: что изменится?..
...В системе трудоустройства.
Прежде всего, в упомянутом Законе О государственной службе детализированы условия найма и увольнения госслужащих на условиях контракта. Предполагается, что такие контракты будут заключать на срок до трех лет. При условии надлежащего выполнения госслужащим контракта, его действие могут продлить по соглашению сторон на тот же срок (но только один раз). То есть, чиновник сможет находиться на одной должности не более шести лет. Типовые контракты о прохождении государственной службы будет утверждать Кабинет министров. При этом претендент на должность еще до прохождения конкурсного отбора будет знать, на что (в частности, на какое денежное вознаграждение) он сможет рассчитывать после заключения контракта. Ведь условия документа должны быть изложены в положении о проведении кадрового конкурса. Законом же определено: При заключении контракта о прохождении государственной службы с лицом, назначаемым на должность государственной службы, запрещено изменять существенные условия контракта, которые были обнародованы в объявлении о проведении конкурса.
...В режиме труда
Интересно, что условия контракта о прохождении госслужбы могут предусматривать выполнение государственным служащим работы дистанционно (вне помещения госоргана), в том числе с возможностью удаленного доступа с помощью информационно-коммуникационных технологий. То есть, ходить на работу каждый день, протирая штаны с 9 до 18, будет необязательно (правда, такая возможность предусмотрена только для ограниченного перечня должностей).
...В зарплате
Документ также содержит алгоритм утверждения схемы должностных окладов госслужащих, которые пока не обязаны заключать контракт. Минимальный размер должностного оклада этой категории работников не может быть ниже двух размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц (в сумме это составляет 4014 гривень, даже несколько меньше минимальной заработной платы, которая составляет, напомним, 4173 гривни). Впрочем, предусмотренные Законом О государственной службе доплаты не отменены. То есть реальные заработки чиновников будут выше.
“Плюсы” и “минусы” законодательных новшеств
Премьер-министр Алексей Гончарук считает, что принятие документа дает старт реальной перезагрузке власти. Время тех, кто привык отсиживать на работе вместо того, чтобы работать, истекло... Наконец мы сможем эффективно управлять государственными органами - видеть реальные результаты тех, кто действительно работает. Правительство технократов начинает перезагрузку власти, - написал глава Кабинета министров в Фейсбук. Также, по словам премьера, в Украине ликвидируют барьеры, замедлявшие принятие кадровых решений по госслужащим, чья работа признана неэффективной (из-за бюрократических препон некоторых не могут уволить годами!).
Отныне в первые четыре месяца своей работы (или каденции правительства) руководитель имеет право принять решение об увольнении госслужащего с должности государственной службы категории А по собственной инициативе (или по представлению премьер-министра Украины или соответствующего министра). Фактически речь идет о дополнительной возможности для каждой новой власти перетрахивать (говоря словами Александра Лукашенко) весь чиновничий аппарат. И именно за это принятый парламентариями закон больше всего критикуют эксперты.
Отныне любого госслужащего руководитель сможет уволить очень быстро и без всякого объяснения / аргументации, – предостерегает генеральный директор Директората стратегического планирования и евроинтеграции Минздрава Украины Ирина Литовченкою – Не нужно заранее предупреждать, доказывать невыполнение КРИ (показатель эффективности выполнения поставленных задач. - Ред.), убеждать какую-то комиссию в его неэффективности, ловить на опозданиях и выписывать выговоры. Не понравился сегодня - гудбай. Задержал на неделю какой-то документ ради аргументированных замечаний - заявление на увольнение. Споришь с министром и решил высказать собственное мнение - чао...
Частичным подтверждением этих слов, кстати, может быть и ситуация, которая сложилась сейчас в самом Министерстве здравоохранения, когда ряду специалистов, недавно прошедших многоступенчатые кадровые конкурсы, рекомендовали добровольно написать заявления на увольнение. Причем это произошло это еще до того, как соответствующие законодательные изменения вступили в силу! В подобной ситуации могут оказаться тысячи специалистов по всей стране, - считает Ирина Литовченко. При этом, по ее мнению, у государства есть немало других методов очищения исполнительной власти от непрофессиональных, недобросовестных и нечестных работников.
Заставлять всех переходить на контракт не будут
Что касается специфики применение положений нового закона, то многие из госслужащих боятся, что заключение контракта станет обязательным для всех уже работающих - от младших специалистов до руководителей ведомств. А условия контрактов будут зависеть исключительно от руководства. И с учетом необходимости экономии средств - в том числе и на содержание госаппарата, - предусмотренные этими договорами финансовые условия могут быть гораздо хуже, чем сейчас. Особенно, если это касается должностных лиц с большим стажем, которые при нынешней системе оплаты труда имеют большой «довесок» к должностному окладу в виде всевозможных доплат - в частности, за выслугу лет (3% за каждый отработанный на госслужбе год, но не более 50% в целом). Поэтому людей, мол, могут поставить перед фактом: или подписываешь контракт на наших условиях, или становишься на учет в Центре занятости...
Но премьер Алексей Гончарук успокоил: внедрение в Украине контрактной госслужбы вовсе не означает, что заключать контракт заставят всех. Контракт - лишь один из инструментов. И это не значит, что завтра начнут всех на эту форму переводить, - сказал глава правительства. Суть изменений, по его словам, заключается в том, что отдельные госслужащие смогут заключать контракты, которые являются более гибким инструментом, чем те, которые определены Законом О государственной службе и Трудовым кодексом. В частности, контракт дает дополнительные возможности по условиям труда. К тому же, положение, которое может успокоить тех, кто боится, что после принудительного заключения контракта придется работать больше, а получать меньше, находим и в тексте самого законодательного акта: При заключении контракта о прохождении государственной службы не допускается сужение объема прав государственного служащего, определенных этим Законом.
Однако председатель правления Центра политико-правовых реформ Игорь Колиушко считает ошибкой то, что новым Законом не определены границы между контрактной и обычной, то есть бессрочной, службой в том или ином органе государственной власти. Поэтому есть риски, что их на свое усмотрение будет определять руководитель этого органа, учреждения или предприятия. Правда, и здесь законодатель предусмотрел определенные предохранители - согласно Закону, на контрактную службу могут перевести не более 7% штата чиновников в каждом госоргане.
Владислав Обух, Киев