Коротко о старой-новой расчетной базе бюджета-2020 и его роскошном неофициальном названии
В ближайшую пятницу правительство представит в парламенте дебютный для нынешней Верховной Рады и последний для Украины годовой бюджет (далее его показатели будут утверждать в рамках трехлетнего планирования). Скроенный на старый-новый лад бюджет следующего года (законопроект №2000), говорят, подали в спешке, чтобы просто успеть в определенные законодательством сроки. В Кабмине признают, что документ основан, преимущественно, на прогнозах и расчетах предшественников, и ко второму чтению его перекроят по-новому. Ведь на его параметры (особенно в части наполнения госказны), обязательно повлияет программа действий правительства, которую обещают подготовить до конца сентября.
В целом внесенные в законопроект цифры “радуют и глаз, и слух” (подробнее ТУТ). Но и претензий к нему много. По заключению экспертов, Рада, во-первых, пока не выдала на-гора прорывных законопроектов, обеспечивающих обещанный премьером Алексеем Гончаруком 5-7% экономический рост. А, во-вторых, в нем очень четко прослеживаются те же шкурняки (от слов шкурный интерес - личная заинтересованность, выгода. - Авт), от которых разработчики бюджета всячески открещиваются.
Бюджетный Кодекс требует, чтобы проект бюджета на следующий год был внесен в парламент не позднее 15 сентября. В этом году крайний срок приходился на воскресенье. И, похоже, суеверные чиновники, не рискнули подавать его накануне - в пятницу 13-го. Вот презентация главной сметы страны и состоялась в выходной день. А уже в понедельник текст законопроекта появился на сайте ВР, а его распечатанные версии - на фото отдельных сотрудников Минфина.
Разрабатывали документ почти две недели, отталкиваясь от макропоказателей, озвученных еще весной этого года. «За две недели совершенно невозможно было пересмотреть и макропрогнозы, и все остальное. Это будет сделано в октябре между первым и вторым чтением. Сейчас этот документ мы передаем в парламент для того, чтобы получить обратную связь от народных депутатов. После того как программа деятельности правительства будет утверждена, в течение октября вместе с народными депутатами мы доработаем этот проект бюджета, чтобы ко 2 ноября страна получила принципиально нового качества проект госбюджета на следующий год», - заявил премьер-министр Украины Алексей Гончарук во время его презентации 15 сентября на заседании КМУ.
В целом в бюджете-2020 пока не нашли отражения сколько-нибудь значимые реформы. В Кабмине признают, что это первая версия сметы, которая по инерции досталась новому правительству.
Принципиальных изменений по сравнению с бюджетами предыдущих лет в проекте закона о бюджете на 2020 год нет. Но намерения в будущем планировать бюджет страны не на год, а на три года - позитивный шаг. Об этом в эфире Украинского радио заявил член экономического дискуссионного клуба Евгений Олейников. То есть, по словам эксперта, он такой же дефицитный. Фактически нам не хватает средств даже на текущее содержание государственного аппарата, выполнение государственных функций. Он так же предусматривает повышение социальных стандартов - минимальной пенсии и прожиточного минимума... Таким же большим остается дефицит Пенсионного фонда, который нужно дотировать, - добавил он. Экономист отметил, что более показательным будет уже бюджет следующего 2021 года, поскольку будет опираться уже на результаты работы нового правительства. Намерения премьера Гончарука в дальнейшем составлять план бюджета не на год, а на три, Олейников одобряет.
Между тем, министр Кабинета Министров Дмитрий Дубилет, в поисках яркой характеристики для принятого документа, не сдерживал гордости. Обсуждали с коллегами-министрами, как его назвать. Например, «Бюджет развития» (именно такое название носил предыдущий бюджет правительства Владимира Гройсмана. - Авт.) или «Бюджет эффективности»... Пока мне больше нравится неофициальное название ББШ - « Бюджет без шкурняков». «Шкурняк» - это тема, которая лоббируется в интересах отдельных политиков. Один из первых терминов, который я узнал на новом месте работы. Надеюсь, скоро снова его забуду, – написав Дмитрий Дубилет на своей странице в ФБ, чем поднял изрядную дискуссию.
Пикантности добавило то, что дотошные читатели таки нашли эти шкурняки в одобренном министрами проекте. В частности, на словах президент отказывается от госдач, а тем временем Госуправлению делами по-прежнему выделяется 80 млн грн на содержание заповедных резиденций типа Залесья. Или еще. Во время предвыборной кампании Зеленский и команда критиковали правительство Гройсмана за то, что оно, по сути, финансирует хотелки мажоритарщиков через Государственный фонд регионального развития. И даже приостановили расходы из этого фонда, как только пришли к власти. Но в новом бюджете в следующем году на его деятельность планируют потратить 95 млрд грн (по сравнению с 76 млрд грн в прошлом году). На развитие программы Электронное государство в бюджете, например, предусмотрено 80 млн грн. А на доставку бумажной почты между органами власти предусмотрено... 206 млн грн.
Иными словами, наполняя главный финансовый документ загадками и неопределенностью, а также признавая его откровенную рамочность, разработчики рискуют получить выстрел в ногу, а именно снижение доверия к своим дальнейшим действиям, как со стороны специалистов, так и избирателей. Поскольку политическая ответственность полностью ложится на плечи правящей партии. С другой стороны - чем больше дискуссий, тем больше вероятность учета наиболее адекватных замечаний в следующих «итерациях» бюджетного проекта.
Марина Нечипоренко, Киев