Большинство экспертов убеждены, что Украине необходимо именно сейчас предлагать свою, альтернативную программу действий
Разведение войск в Петровском и Золотом, которое должно было начаться в понедельник, 7 октября, отложено из-за нарушения оккупантами режима прекращения огня в этих точках ...
Пресс-служба операции Объединенных сил (ООС) несколько суток подряд фиксирует в своих ежедневных сводках обострение на Донбассе. К примеру, только за вчерашний день российские оккупанты 27 раз нарушили режим прекращения огня. В частности, дважды умышленно обстреляли из гранатометов различных систем и стрелкового оружия участок разведения сил и средств в районе Золотого, чем, собственно, сорвали его - один из пунктиков Москвы для встречи в нормандской формате. Но там - в Кремле - голосом представителя Путина Дмитрия Пескова уже успели традиционно откреститься: мол, Кремль, конечно, имеет определенное влияние на так называемые республики Донбасса, но республики Донбасса в данном случае якобы самостоятельные субъекты урегулирования этого конфликта.
В воскресенье, 6 октября, на вече Нет капитуляции!, которое прошло во многих городах Украины, были выдвинуты требования, среди которых, в частности, никакого разведения сил на Донбассе, которое, по мнению митингующих произойдет лишь в одностороннем порядке: Мы отойдем назад, а противник, в лучшем случае, останется на месте, а в худшем пойдет в наступление, заняв стратегические позиции (высоты), например, в районе Богдановки. А это - танкоопасное направление, открывающее дорогу на Мариуполь...
Против разведения выступают и жители населенных пунктов Петровское и Золотое, которые написали коллективное обращение к президенту Зеленского. Считаем такие действия капитуляцией. Как показала практика, такие отводы подразделений ВСУ приводили лишь к ухудшению положения местных жителей (...) ВС Украины - это гарантия безопасности нашей жизни, - говорится в письме, которое опубликовала на своей ФБ-странице волонтер Наталья Воронкова. В то же время министр обороны Украины и начальник Генерального штаба побывали в Золотом 7 октября и утверждают обратное: большинство местных жителей поддерживают отвод войск.
Наконец задело свежее с откровенным антиукраинским привкусом заявление спецпредставителя ОБСЕ в Украине и в Трехсторонний контактной группе Мартина Сайдика: «На Донбассе, и не только, люди мне говорят, что самое важное, чего мы хотим - это мир. А на каких условиях - это уже второстепенное ...
В связи с этим напрашиваются несколько важных вопросов:
-
Что стоит за действиями Кремля, который руками подконтрольных марионеток Л/ДНР всякий раз нарушает режим прекращения огня, срывает разведения сил, чтобы Украина не могла эти условия, причем российские, выполнить?
-
Чего на самом деле добивается РФ? Как Украине нужно действовать в этой ситуации?
-
Чего ждать дальше?
Укринформу отвечают:
Виталий Мартынюк, политолог-международник, исполнительный директор Центра глобалистики Стратегия ХХІ”:
Кремль делает отчаянные шаги для, по меньшей мере, оттягивания встречи в нормандском формате
- Российское руководство не хочет встречи в нормандском формате. Путину нечего сказать на переговорах, потому что Россия не только не выполнила ни одного пункта Минских договоренностей, но и не проявляет намерений их выполнять. К тому же, нормандский формат - это явная демонстрация, что регулируется конфликт между Россией и Украиной. Какие-то там народные республики там отсутствуют. Этот формат нивелирует миф России о гражданской войне в Украине.
Россия была вынуждена пойти на уступки по частичному обмену пленными, поскольку Запад давил на нее, особенно после возвращения российской делегации в ПАСЕ. Не исключено, что Кремль лишь ради этого согласился на гуманитарные меры. Но, поднимая ставки, он вынужден все больше втягиваться в переговорный процесс, чего не хочет. Поэтому Кремль делает отчаянные шаги для, по меньшей мере, оттягивания встречи в нормандском формате.
Украине в данный момент важно воспользоваться ситуацией и, во-первых, провести очередной обмен заложниками и пленными, а по максимуму - завершить обмен всех на всех, а, во-вторых, максимально информировать международное сообщество о попытках Кремля сорвать встречу в нормандском формате и его нежелании идти на подлинное урегулирования конфликта.
Богдан Петренко, политический эксперт, заместитель директора Украинского института исследования экстремизма:
Россиянам выгодно откладывать нормандскую встречу хотя бы для того, чтобы украинская власть смогла пойти еще на какие-то тактические уступки
- А нужен ли России вообще контроль Украины над Донбассом, даже на условиях Кремля? Это в Украине Донбасс рассматривается как цель нашей политики по восстановлению территориальной целостности. Россия же Донбасс рассматривает как метод. Метод достижения двух целей. Первая - политический контроль над Украиной. Вторая - признание «русскости» Крыма. Но даже полноценная реализация Комплекса действий по выполнению минских соглашений не решает полностью первого (нет гарантии, что изменения в Конституцию Украины, которые запланированы, будут предусматривать право вето со стороны ОРДЛО на общенациональные решения). И совсем не решает второго - крымского вопроса для России. Поэтому она стратегически заинтересована в том, что затягивать время с тем, чтобы реализовать как можно больше своих интересов. Именно сейчас - самое благоприятное время для того, чтобы дожать Украину.
Что должна делать Украина. Первое - заявлять о том, что выполнила все условия для того, чтобы начать разведение сил. Второе - начать выдвигать свои требования о встрече в нормандском формате. Третье - сформировать позицию, с которой она планирует ехать на нормандские переговоры. Четвертое - это демонстрация того, какую политику будет вести Украина в отношении жителей освобожденных регионов для того, чтобы задать повестку дня на оккупированных территориях. Чтобы они обсуждали, как будет возвращаться к ним Украина, конкретно, а не вообще.
Как будут развиваться события дальше - полностью зависит от способности Украины проявить свою субъектность. Если власть и дальше будет воспринимать «нормандскую встречу» как самоцель - то можно ожидать, что она все-таки состоится до конца года. Но до того времени Россия будет выжимать из нас все возможные уступки для того, чтобы на той встрече требовать. И на фоне всех российских требований «формула Штайнмайера» уже не будет выглядеть как капитуляционная. В любом случае мы зайдем в тупик, потому что для власти таки существуют «красные линии».
Лилия Брудницкая, политолог:
Цель России очевидна - встреча в нормандском формате должна сорваться из-за действий Украины, чтобы это было заметно, понятно и неоспоримо
- ... Причем формально РФ в ОРДЛО нет, Москва отрицает присутствие своих войск на территории Украины. Надо понимать, что безрезультатная встреча в нормандском формате, независимо от того, по чьей вине, вызовет реакцию в США и приведет к серьезным последствиям. В том числе - подчеркиваю это! - и для Европы, ведь Германия и Франция выступали гарантами выполнения условий, достигнутых на Минских переговорах. Суммарно это может привести к краху новой путинской, более теплой, политики в отношении Запада и новой волне санкций. С другой стороны, есть восприятие такой встречи Донбассом, как предательства со стороны России. Такие настроения там присутствуют, они беспокоят Кремль и изрядно раздражают кремлевскую «партию войны». С третьей стороны, Германия и Франция вздохнут с огромным облегчением, когда встреча сорвется, главное, чтобы не по их вине. Им сейчас лучше сорванная встреча, чем безрезультатная, которая усилит позиции США в регионе.
Что делать Украине? Озвучить свой план урегулирования, но не декларативный, а конкретный, с действиями, датами и последствиями. Думаю, сейчас повторяются 2015-2016 годы. Президента Украины Владимира Зеленского загоняют в тот же узкий коридор, как и Петра Порошенко в период первой недели экономической блокады ОРДЛО. Это означает повтор всего: призывов о необходимости строить Стену, кровавых столкновений - вплоть до ноября 2020 года, до выборов в США. Достаточно посмотреть хронологию, чтобы понять - получим «второй срок Порошенко без Порошенко» на той же войне с эфемерной победой в конце тоннеля.
Дмитрий Синченко, политолог, председатель Ассоциации политических наук:
Чем это может закончиться? Я уверен, что в итоге - нашей победой
- Вообще здесь нечему удивляться - шаги Кремля абсолютно ожидаемы и прогнозируемы. Цель России вполне понятна и неизменна - возвращение всех ее бывших территорий в состав империи. Это если говорить о долгосрочной перспективе. А в краткосрочной перспективе - в Кремле хотят, чтобы Украина признала российские террористические марионеточные администрации ДНР-ЛНР и вела с ними переговоры. Поэтому будущая нормандская встреча в целом мало волнует нынешнюю российскую дипломатию. Они на нее пойдут лишь тогда, когда будут уверены, что она принесет им международное согласие на дальнейшую де-факто оккупацию Украины.
Украине тоже не выгодно участие в новой нормандской встрече. Украина ничего не получит, однако может потерять. Нам нечего предложить, кроме того, чтобы сдаться. А встречаться только для того, чтобы встретиться, никому из мировых лидеров не интересно. Часто приходится слышать, что Украина не предлагает альтернативы минским договоренностям, и это действительно так. Хотя лучший альтернативный вариант озвучивал посол Украины Александр Александрович. Единственная альтернатива - это дезинтеграция России. Только расчлененная на малые национальные государства Россия не составит для нас угрозы.
Война на Донбассе будет продолжаться, независимо от того, пойдем ли мы на уступки или нет. В случае, если Украина капитулирует, война не прекратится, просто она пойдет на других территориях, а украинцы будут и дальше гибнуть. Если западные страны пойдут на примирение с агрессором, то через некоторое время получат войну уже на своих территориях. Поэтому пока Украина держит фронт, как бы это пафосно ни звучало, сохранится мир в мире.
Чем это может закончиться? Я уверен, что в итоге - нашей победой.
Беседовал Мирослав Лискович. Киев