Наступил ли новый этап двусторонних отношений между Анкарой и Вашингтоном
«Погода туманная» – так образно охарактеризовал президент Турции отношения его страны с США накануне своего визита в Вашингтон, куда отправился решать самые острые вопросы двусторонней повестки дня. Говорили обо всем, что «накипело»: Сирии, F-35, С-400, санкциях, резолюции относительно геноцида армян в Османской империи, экстрадиции Гюлена. Длинный перечень – не короче, чем сама история непростых отношений между двумя странами, которая переживала и очень яркие, и очень мрачные периоды.
ПОЧЕМУ ЭРДОГАНА ОТГОВАРИВАЛИ ЕХАТЬ В США
Эрдоган поехал в Вашингтон в непростой для страны и не очень «фееричный» период турецко-американских отношений. Угрозы Трампа наложить санкции, которые станут сокрушительными для турецкой экономики, попытки договориться относительно Сирии и выведения с севера боевиков YPG/PYD, которые для Турции – террористы, а для США – союзники, нежелание Вашингтона поставлять Анкаре истребители F-35 из-за последней закупки ЗРК С-400 в России. Эти и ряд других причин по своей остроте требовали встречи, но в то же время из-за существования глубоких противоречий не давали возможности делать прогнозы относительно ее успеха.
Не будьте крутым парнем, не будьте дураком!, Не хочу отвечать за уничтожение турецкой экономики – но я пойду на это, – писал Трамп Эрдогану 9 октября, в день начала военной операции «Источник мира» на севере Сирии. Эрдоган не отправлял ответ на это письмо, а выдержал паузу и вернул послание адресату во время нынешнего визита. Который мог и не состояться. Окружение президента Турции убеждало его в течение долгих недель между анонсированием визита и его фактическим началом, что ехать в Вашингтон – не очень уместное сейчас дело. Во-первых, потому что договориться о значительных уступках с Трампом вряд ли удастся. Во-вторых, потому что любое поражение или недостаточно результативный визит могут сказаться на поддержке и рейтингах внутри страны. За неделю до визита турецкие СМИ начали поднимать тему – состоится ли он вообще. Мнения экспертов и журналистов разделились. Одни считали, что такие серьезные вопросы, которые сейчас возникли в отношениях двух стран, можно решить только путем налаживания диалога на высшем уровне. Другие же убеждали, что не стоит ожидать особых успехов даже от встреч тет-а-тет, когда в публичной плоскости звучат обвинения и угрозы. И те, и другие, как оказалось, в чем-то были правы.
ПОЧЕМУ ТРАМП НЕ СМОТРЕЛ СЛУШАНИЯ ПО СВОЕМУ ИМПИЧМЕНТУ
Для американского президента время визита турецкого коллеги тоже оказалось далеко не идеальным. Как раз в день встречи президентов в Конгрессе начались открытые слушания по импичменту. Трамп на вопрос журналистов – следит ли он за процессом – ответил, что слишком занят для этого. Однако было заметно, что сам факт упоминания об «охоте на ведьм», как он окрестил процесс своего импичмента, вызывает у него негативные эмоции. Да и в дополнение журналисты, которых едва вместила комната Белого дома, где возле камина проводили протокольную встречу перед камерами, после которой Трамп и Эрдоган должны были продолжить общение наедине, пытались привлечь внимание президентов, наперебой задавали вопросы, как только возникала пауза. Еще бы, такой момент задать вопрос о возможном импичменте напрямую главе Белого дома в первый день выхода этого процесса в полностью публичную плоскость!
Американский президент сообщил во вступительном слове о совместных с Турцией достижениях в Сирии, полном взаимопонимании с ее президентом и немалых перспективах, а вот Эрдоган – никаких анонсов не делал. «Мы хорошие друзья, всегда, с первого дня были хорошими друзьями, понимаем друг друга, знаем, куда движемся», – не скупился на похвалу перед журналистами в начале встречи президент Трамп, очерчивая перспективы и потенциал сотрудничества.
«Не вижу нужды произносить сейчас длинные речи, ведь после встречи, уже в скором времени, будет пресс-конференция», – сказал Эрдоган. Неугомонные журналисты все же задали вопрос Трампу о слушаниях. Он лишь отметил, что у него не было ни минуты смотреть, потому что был занят с президентом Эрдоганом и не собирается тратить время «этого джентльмена», сконцентрированного на мире и на Ближнем Востоке. «Press, keep moving. Come on, guys. Let's go», – пытались призвать журналистов к порядку и вывести из помещения работницы пресс-службы Белого дома, фактически провожая за руку к двери каждого из журналистов, кто пытался подольше остаться в зале и задать еще несколько вопросов.
ПРОГРЕСС ОТНОШЕНИЙ: ОТ «НЕ БУДЬ ДУРАКОМ» ДО «ОТКРОВЕННОГО И ПРОДУКТИВНОГО РАЗГОВОРА»
Что происходило за закрытыми дверями – за ними и осталось. Встреча продолжалась 1 час 15 минут, как сообщили впоследствии турецкие СМИ. Свою речь первым, согласно протоколу, произнес президент Трамп. Начал издалека: со второй за вечер благодарности первым леди за их присутствие, напоминании о том, что Турция – важный член НАТО, который имеет вторые в количественном измерении вооруженные силы (после США) и стратегический партнер, экономические отношения с которым имеют большой потенциал, а само общение лидеров в тот вечер назвал откровенным и продуктивным разговором по широкому кругу важных вопросов. Трамп упомянул ситуацию в Сирии, проводимую Вашингтоном и Анкарой совместную работу и поблагодарил Эрдогана за его партнерство и взаимодействие в вопросе мира и стабильности на Ближнем Востоке, в борьбе против ИГИЛ и еще по ряду вопросов. Дальше – больше. Американский президент высказался о том, что настало время «очень существенно» расширить торговлю между двумя странами, примерно с 20 до 100 миллиардов долларов. Еще раз назвал Эрдогана «хорошим другом» и сообщил, что стороны готовы в дальнейшем обсуждать вопрос, который сегодня является одним из самых болезненных, – поставки истребителей F-35, турецкое участие в проекте по производству которых было приостановлено Вашингтоном после закупки Турцией у РФ ЗРК С-400.
Что же так растопило сердце Трампа и заставило его от грубого тона в письмах перейти к льстивому в личном общении? Накануне встречи такой ход событий прогнозировали в Washington Post, утверждая со ссылкой на американских чиновников высокого уровня, что Трамп предлагает торговое соглашение и поиск решения относительно санкций против Анкары ради улучшения отношений США и Турции. Называя «красной линией» уже не само приобретение Турцией С-400, а введение этих зенитно-ракетных комплексов в действие. В двух словах: мы вам торговое соглашение, взаимовыгодное и перспективное, а вы не включайте систему, которая может получить доступ к нашим средствам связи и защиты на истребителях F-35.
ЭРДОГАН ГОТОВ ТОРГОВАТЬСЯ, НО БЕЗ ОСОБОГО ЭНТУЗИАЗМА
Что же Турция? Готова открыть новую страницу в отношениях с США, прокомментировал результаты встречи президент Эрдоган. Напомнил в своем выступлении, что Анкара и Вашингтон придерживаются единой позиции по вопросу борьбы с террористическими организациями, которые угрожают национальной безопасности обеих стран. И обвинил «определенные круги» в попытке поссорить Анкару и Вашингтон, «вбить клин» в их диалог, распространяя ложную информацию об операции «Источник мира». Среди общего – борьба с ИГИЛ. Среди требований – выдать религиозного проповедника, лидера FETO Фетхуаллаха Гюлена. Среди напоминаний – отсутствие у Турции проблем с курдами, существование проблемы с террористическими организациями, такими как PKK и YPG. Что касается вопроса поставок американских F-35 и закупки российских ЗРК С-400, Эрдоган на диалог, предложенный Трампом по этому вопросу, согласился и указал, что Анкара готова еще и вести переговоры о поставках американской системы ПВО Patriot. Именно ее неполучение подтолкнуло Анкару в прошлом к соглашению с Москвой. Но турецкий президент в очередной раз подчеркнул, что условия для такой договоренности должны быть приемлемыми.
Напомнил Эрдоган и о решении американских законодателей относительно поддержки резолюции о событиях 1915 года в Османской империи, которая признает геноцид армянского народа. «Судить о событиях военного времени 104-летней давности должны историки, а не политики», – подчеркнул Эрдоган. И его сразу услышали в окружении Трампа. Сенатор Линдси Грэм через несколько часов после встречи заблокировал эту резолюцию Конгресса, ссылаясь на то, что сенаторы не должны пытаться переписать страницы истории или пытаться ее украсить.
Нынешняя встреча Трампа и Эрдогана, по прогнозам в Анкаре, должна стать «новой страницей» в отношениях двух стран. Об этом накануне в ходе визита говорил как сам турецкий президент, так и его окружение. Похоже, так и произошло. Осталось подождать и узнать – к какой части «романа» турецко-американских отношений эта новая страница ведет.
Ольга Будник, Анкара
Фото: АА