Расстрел в Мичигане, естественно, опровергает расхожую фразу, гласящую, что любая реклама идет на пользу. Такая реклама, как эта, ничего хорошего компании принести не может. Уж слишком громким преступлением даже для Америки, привыкшей к массовым расстрелам, является убийство семи человек. Исполнителем очередного массового расстрела в Соединенных Штатах стал водитель таксомоторной компании Uber Брайан Дальтон. Он был задержан и сознался в содеянном, хотя и не объяснил мотивы.
Это плохие новости не только для руководства таксомоторной компании и ее директора Тревиса Каланика, но и для более чем полусотни крупных инвесторов, среди которых имеются и российские компании. Например, холдинг Алишера Усманова USM, вложившего в интернет-агрегатора такси несколько десятков миллионов долларов. Компания у USM подобралась более чем достойная: Microsoft, Goldman Sachs, BlackRock, Джефф Безос, Шон Фэннинг, основатель Napster, и так далее. В этом нет ничего удивительного, потому что Uber считается самым крупным и дорогим стартапом в истории бизнеса. Объем инвестиций в компанию вплотную приблизился к 9 млрд долларов, а оценена она была в прошлом году в 62,5 млрд.
По некоторым оценкам, только в Америке у Uber несколько сотен тысяч таксистов. Глобальная же численность штата может превышать миллион человек. Не удивительно, если вспомнить, что услугами такси Uber ежедневно пользуются порядка двух миллионов клиентов.
Любопытно, что, по мнению специалистов, одной из причин, заставившей Uber не торопиться с IPO и оставаться частной компанией, является нежелание выполнять строгие правила, требующие тщательной проверки водителей. Uber этим правилом, обязательным для публичных таксомоторных компаний, пренебрегает. Не удивительно, что во многих странах, а работает интернет-агрегатор такси почти в 70 государствах, его обвиняют в числе прочего и в том, что он берет на работу кого попало, без какой-либо проверки.
Не исключено, что расстрел в Мичигане можно было бы предотвратить, если бы Брайана Дальтона проверили при приеме на работу. Кстати, людей таксист расстреливал во время дежурства, т.е. в рабочее время.
Однако директор службы безопасности таксомоторной компании Джо Салливэн с этим не согласен. Салливэн уверен, что даже если бы он и его сотрудники тщательнее проверяли таксистов, это могло и не предотвратить это преступление.
В Uber сейчас проявляют полное спокойствие. Все-таки не все так уж и плохо, как могло бы быть, если бы IPO должно было состояться в ближайшем или просто близком будущем. Однако администрация с первичным размещением акций на бирже по-прежнему не торопится и даже приблизительно не называет его дату. Чаще всего до трагического происшествия в Мичигане называли 2020 год. Однако сейчас эта дата, если она верна, под вопросом. Трудно сказать: хватит ли и пяти лет для того, чтобы потенциальные инвесторы забыли о кровавой бойне, устроенной сотрудником компании, акции которой они хотят приобрести.
Сейчас, к слову, Uber не до IPO и по другим причинам. Одной из них является классовый иск к таксомоторной компании примерно 100 тыс ее бывших таксистов из Калифорнии, жалующихся на низкую плату. Рассмотрение дела назначено на 20 июня. В случае его проигрыша интернет-агрегатору такси придется раскошелиться на несколько миллиардов долларов только в одной Калифорнии. О каких-либо первичных размещениях акций придется забыть, потому что несмотря на приток инвестиций, который, между прочим, уже начинает постепенно иссякать, похвастаться собственными финансовыми успехами он не может.
Сейчас к Uber приковано внимание как 53 крупных акционеров, так и миллионов людей из разных стран, каждый день пользующихся его услугами. Если компания энергично и правильно отреагирует на нынешний кризис, трагическую историю, возможно, через несколько лет и забудут и она не повлияет на IPO. В противном случае, рассчитывать на успех размещения акций не приходится.
Что касается дальнейших действий руководства Uber, то ими, возможно, должны стать изменения в бизнес-модели и, в частности, перемены в отношениях к таксистам.
Очевидно, придется менять отношение к тактике ведения бизнеса и к частым снижениям цен на услуги, при помощи которых компания не без успеха борется с конкурентами. Однако ценовые войны - палка о двух концах. Поскольку таксисты Uber получают меньше денег, они меньше тратят их на уход за машинами. Это же, в свою очередь, подвергает опасности жизни как самих таксистов, так и их пассажиров.