Воздушные перевозчики из Поднебесной, ранее известные только узкому кругу специалистов, в последнее время очень громко заявили о себе всему миру. Авиакомпании из Поднебесной превратились в очень серьезных конкурентов таких больших западных и восточных авиалиний, как, скажем, Delta Air Lines Inc., American Airlines Group Inc., Cathay Pacific Airways Ltd., Korean Air. Главное оружие китайских авиаперевозчиков - демпинг. Они не только предлагают огромные скидки на билеты на длительные перелеты, которые, к примеру, обслуживаются Korean Air. Кроме этого, авиакомпании Поднебесной также «выбросили» на рынок десятки и сотни очень дешевых авиарейсов из малоизвестных иностранцам китайских городов во все концы света.
«Китайские авиалинии еще почти не затронули свой потенциал не только в Китае, но и в масштабах всего света»,- считает аналитик гонконгского авиационного центра CAPA Centre Вилл Хортон.- Если какая-то авиакомпания сегодня не может конкурировать или развиваться рядом с китайской, то ее будущее будет мрачным и неопределенным».
По данным CAPA, китайские авиалинии во главе Air China Ltd. и Hainan Airlines Co открыли за последние десять лет 75 воздушных маршрутов на дальние расстояния. Причем, более двух третей были открыты в последние два года. Три крупнейших китайских авиаперевозчика - Air China, China Eastern Airlines Corp. и China Southern контролируются государством и зарегистрированы в Гонконге и Шанхае.
Перелет в оба конца между Нью-Йорком и Бангкоком через Шанхай на самолетах China Eastern стоят, по данным Webjet.com. 570 долларов. Такое же путешествие на авиалайнерах компании United Airlines через Гонконг обходится в 715 долларов. Перелеты из Лос-Анджелеса в Гонконг на самолетах China Airlines стоят на треть дешевле, чем у American Airlines.
«В прошлом на китайско-американских маршрутах доминировали американские авиалинии,- говорит Чен Сумин, аналитик Shanghai Chongyang Investment Management Co.- Сейчас их сменили китайские».
Китайская авиакомпания China Southern продает билеты на маршрут Сидней - Сеул через Гуанчжоу. Это более чем на треть дешевле прямого перелета на самолетах Qantas Airways Ltd. Добраться по воздуху из Лондона в Ханой тоже через Гуанчжоу при помощи авиалинии China Southern стоит 830 долларов. British Airways Plc берет со своих пассажиров почти в полтора раза больше - 1216 долларов.
Пассажиры зачастую отдают предпочтение китайским авиакомпаниям несмотря на отстающий от западных компаний комфорт и качество обслуживания. Cathay и Singapore Airlines Ltd. – пятизвездочные авиалинии по рейтингу Skytrax. В десятку мировых авиакомпаний входит единственный китайский авиаперевозчик - Hainan Airlines Co. Национальный авиаперевозчик - Air China имеет лишь три звезды.
В ближайшие годы доходы китайских авиакомпаний наверняка будут расти. К примеру, количество международных рейсов из китайских аэропортов в прошлом году, по данным Управления гражданской авиации КНР, выросло на 35% до 660,. По прогнозам аналитиков правительства США, к 2021 г. китайцы выйдут на первое место среди путешественников, прилетающих в Америку.
Много лет было легче всего попасть в китайские города второго и третьего десятка (по численности населения и значимости) через главные пересадочные центры типа Шанхая, Гонконга и Пекина, где следовало пересаживаться на рейсы местных авиаперевозчиков. Сейчас многое изменилось. Китайские авиалинии обходят общеизвестные воздушные хабы, такие, к примеру, как Сингапур или Гонконг, и доставляют своих пассажиров прямо в зарубежные города. Новый «мировой порядок» в международных авиаперевозках больше всего угрожает таким известным авиакомпаниям, как Cathay и Singapore Air.
В декабре Hainan начал доставлять беспосадочными перелетами пассажиров в Лас-Вегас из Пекина. Это 10-й североамериканский маршрут крупнейшей в Поднебесной авиалинии, принадлежащей миллиардеру Чэн Фэн, владельцу крупного конгломерата HNA Group. Эта компания также совершает как минимум 8 рейсов в европейские города. British Airways, с другой стороны, закрыла в январе этого года маршрут Лондон – Чэнду на юго-западе КНР как убыточный и «нежизнеспособный».
Число китайцев, путешествующих по воздуху, постоянно растет. В следующие два десятилетия для их обслуживания китайским авиаперевозчикам понадобится, по данным Boeing Co., 6810 новых авиалайнеров, оцениваемых в 1 трлн долларов.