За год рынок облигаций с отрицательными ставками сократился почти вдвое: с 12 до 6,5 триллионов долларов.
Подаваемые центробанками сигналы о приближении окончания беспрецедентно мягкой монетарной политики вынуждают быстро сокращаться долговой рынок с процентными ставками ниже ноля. Объем облигаций с отрицательными ставками сейчас самый низкий с момента ввода таких ставок Bank of Japan в январе прошлого года.
Начавшаяся в июне распродажа облигаций с отрицательными ставками привела к тому, что их объем сократился с более чем 12 трлн долларов в конце июня 2016 года до 6,5 трлн сейчас. Облигации, которые принесут после погашения не прибыль, а убыток, составляют лишь 14% индекса Bloomberg Barclays Global. Это самый низкий уровень за полтора года существования таких ценных бумаг.
За последние десять лет череды кризисов и потрясений в финансовой системе появились процентные ставки не просто очень низкие, а беспрецедентно низкие и, казалось бы, противоречащие логике и здравому смыслу – ниже ноля. Крупнейшие монетарные организации планеты, которые были вынуждены мириться с отрицательными ставками, сейчас надеются, что рост глобальной экономики достаточно высок и устойчив для возврата к привычной монетарной политике. Они начали возвращать финансовые рынки к традиционной и давно известной ситуации. Не только знакомой, но и более «здоровой» для банков и пенсионных фондов, которые нуждаются в высоких процентных ставках по долгосрочным вкладам и облигациям, потому что такие ставки помогают им получать более высокую прибыль.
«Отрицательные ставки угрожают коллапсом всей монетарной системе,- цитирует Bloomberg Пака Сунджина, главу отдела инвестиций в южнокорейской финансовой компании Mirae Asset Daewoo Co., в управлении которой находятся 8 млрд долларов.- Резкое снижение объемов активов с отрицательными ставками свидетельствует о том, что крах отменяется. Мы, естественно, очень рады такому повороту!»
Еще одним подтверждением резкой смены курса стало вчерашнее решение Bank of Canada (BoC) о повышении процентной ставки до 0,75%. Большинство экономистов считают это повышение первым конкретным шагом синхронизированного ужесточения монетарной политики главными центробанками планеты. Об изменении ситуации говорят и цифры: накануне заседания BoC вероятность повышения ставки оценивалась в 92%, тогда как всего лишь месяц назад она составляла всего лишь… 5%.
Конечно, рынок облигаций еще далек от нормального состояния, каким он был до кризиса 2008 года. Несмотря на двукратное сокращение рынок облигаций с отрицательными ставками по-прежнему очень велик. Достаточно сказать, что он все еще превышает рынки ценных бумаг с фиксированной доходностью Германии и Италии, вместе взятые. За океаном картина тоже еще далека от нормальной. Ставки на десятилетние облигации США растут, но еще остаются ниже 0.
У многих экономистов существуют опасения, насколько планета готова к резкому ужесточению монетарной политики. Пока говорить об этом рано, но акции и облигации пока ведут себя относительно спокойно. Сейчас ставки повышаются примерно с той же скоростью, что и инфляция. Не исключено, что именно на динамику этого процесса будут ориентироваться руководители центробанков, принимая решения по монетарной политике.
«Центробанки настроены решительно, потому что их тревожит инфляция,- объясняет Пак Суджин.- Это значит, что объем долга с отрицательными ставками продолжит уменьшаться и дальше».