Несмотря на давние и крепкие союзнические отношения между США и Саудовской Аравией (достаточно вспомнить, как Трамп защищал саудитов после убийства журналиста Кашогги), в Америке многие недовольны геополитическими играми, в которые играет Эр-Рияд. Саудовская Аравия (КСА), с одной стороны, продолжает тесную дружбу с Вашингтоном, а с другой, строит новые отношения с Москвой, в основном базирующиеся на сотрудничестве в энергетической сфере.
Последний на данный момент «ход» в этой игре Эр-Рияд сделал в Давосе, когда представители Saudi Aramco заявили о желании купить газовые активы в США и инвестировать в этот проект миллиарды долларов, чтобы стать большим игроком в газовом секторе.
Aramco в последнее время диверсифицирует свои активы во многих странах. Сейчас аравийскому нефтяному гиганту, например, принадлежит крупнейший в Америке НПЗ - Motiva в Техасе. Президент Saudi Aramco Амин Нассер рассказал корреспонденту Reuters, что компания намерена вложить в Motiva еще 10 миллиардов долларов.
«У нас хороший аппетит для дополнительных инвестиций в США,- сказал Нассер.- У газовой команды Aramco имеется разрешение на приобретение газовых активов всей цепочки поставок. Мы дали им для этого значительные финансы, измеряемые миллиардами долларов».
Представители Saudi Aramco уже не первый раз говорят о намерении выйти на рынок газа как природного, так и сжиженного (LNG). Однако процесс этот – от первого и до последнего шага, конечно, длительный.
Несмотря на давние связи КСА с США, которые берут начало при администрации Ф. Рузвельта в годы Второй мировой войны, Эр-Рияд сейчас также, подчеркивает Oil Price, активно строит отношения и со своим в недавнем прошлом противником – Москвой. Необходимость в создании таких отношений вызвана сложной ситуацией на нефтяных рынках в последние годы. КСА и Россия договорились в 2016 году снизить добычу нефти, чтобы ослабить затоваренность рынка и поднять цены на «черное золото». Так появился новый формат отношений между нефтедобывающими странами – ОПЕК+, возглавляемый Саудовской Аравией и Россией.
В прошлом году Эр-Рияд и Москва согласились еще раз снизить добычу нефти. Цель та же – ослабить затоваренность, которая, однако, сейчас спровоцирована, главным образом, торговой войной между США и КНР, а также слабостью развивающихся экономик, особенно проявившейся во время рекордно высокой добычи тремя главными производителями нефти: КСА, РФ и США.
На волне успеха предыдущего соглашения, выполнившего свою задачу, Саудовская Аравия и Россия собираются распространить сотрудничество и на газовый сектор. Эр-Рияд хочет стать главным инвестором в стремительно развивающемся секторе российского сжиженного газа, в котором, строит планы президент Владимир Путин, Россия со временем будет конкурировать с Катаром, Австралией и США, главными игроками на рынке LNG.
Однако расширяя сотрудничество в нефтяном и газовом секторах, а также совместно контролируя цены на нефть, Эр-Рияд и Москва, отмечает Oil Price, создают и укрепляют союзнические отношения и в геополитической сфере. Причем, в этой сфере львиная доля сотрудничества и отношений приходится на Ближний Восток, где у США и у России обычно противоположные интересы и задачи. Последний пример этого многолетнего соперничества – гражданская война в Сирии.
Конечно, на создание полноценного геополитического союза могут уйти годы, но в любой момент может возникнуть ситуация, когда Эр-Рияду, не исключено, придется выбирать между американскими интересами и быстро растущими амбициями и авторитетом России в регионе. Скорее всего, этот очень трудный выбор, который может определить состояние нефтяного и газового рынков и повлиять на стабильность на Ближнем Востоке на многие годы, придется делать кронпринцу Мухаммеду бен Салману. Каким он будет, сказать сейчас трудно. Чем дальше по времени этот выбор будет отодвинут от сегодняшнего дня, тем больше шансов, учитывая нынешние темпы развития сотрудничества между Аравией и Россией, у Москвы оказать реальную конкуренцию Вашингтону в борьбе за расположение Саудовской Аравии.