В последний день июля Bacardi, компания по производству алкогольных напитков, объявила о планах инвестировать 250 млн долларов в увеличение мощностей по выпуску шотландского виски под брендом Dewar. Это стало очередным показателем того, что отрасль усиливается благодаря росту спроса на зарубежных рынках, прежде всего в Азии и Латинской Америке. Если в начале 90-х производство шотландского виски сокращалось год от года, то сейчас тенденцию удалось изменить. 2006 год стал рекордным для экспорта шотландского виски – объем продаж на зарубежные рынки вырос на 4%, до 5 млрд долларов. Сильнее всего вырос спрос на сорта виски класса premium – на 7%, до 820 млн долларов. Быстрее всего спрос на виски рос в таких странах, как Венесуэла (на 45% в стоимостном выражении), Сингапуре (33%), Южной Африке (31%) и Китае (27%). И хотя сейчас основными рынками для шотландских производителей виски являются традиционные рынки – США (800 млн долларов в 2006-м) и Европа (прежде всего Франция и Испания – на эти две страны приходится 970 млн долларов продаж виски), доля Азии, Латинской Америки и Африки быстро растет.
«Такого масштаба инвестиций, который мы наблюдаем сегодня, в отрасли не было уже 30 лет», -- рассказал «Эксперту Online» Дэвид Уильямсон, представитель Шотландской ассоциации виски (SWA). Так, зарегистрированная на Багамских островах Bacardi осуществит инвестиции в производство виски, расширение складов и производства бутылок. Планы компании включают в себя строительство 18 складов и покупку 100 акров земли. Как заявил Хоакин Бакарди, директор по глобальным брендам компании, планы инвестиций были вызваны появлением «большого числа новых потребителей виски из числа среднего класса», прежде всего в развивающихся странах.
Diageo, владелец бренда виски Johnnie Walker, еще в феврале объявила о планах инвестиций 200 млн долларов в новое производство виски в Шотландии. А в июле Пол Уолш, президент компании, заявил о планах вложить в производство виски еще больше денег, поскольку именно этот крепкий напиток является «ключевым двигателем» мирового спроса на алкогольном рынке. В частности, будет расширено производство дорогих брендов, таких как Blue Label King George 5, бутылка которого стоит 500 долларов. «Рост разницы в доходах среди среднего класса по всему миру ведет к тому, что те, кто имеет более высокие доходы, хотят товары самого высокого качества», -- заявил Уолш. Компания Chivas Brothers, производитель виски и джина, принадлежащая Pernod Ricard, которая выпускает такие бренды, как Chivas, Glenlivet и Balantine’s, в течение 2007 года уже инвестировала 10 млн долларов в расширение производства.
Рост инвестиций в производство виски является хорошей новостью в «Шотландии, где дистилляция напитка является одной из важных отраслей. На виски приходится 13% шотландского экспорта, причем виски имеет самую широкую географию из всех экспортных товаров Шотландии – он направляется в 200 стран и территорий. В масштабе всей Британии на виски приходится около четверти всего экспорта продуктов пищевой промышленности», рассказал «Эксперту Online» Фрейзер Макманус, сотрудник организации Scottish Development International . В Шотландии отрасль по производству виски обеспечивает около 40 тыс. рабочих мест – от выращивания ячменя до производства бутылок, упаковки, полиграфии и транспортных компаний. Основная часть этих рабочих мест находится в центральной Шотландии, однако с каждым годом растет число рабочих мест в производстве виски в нагорье Хайлендс и на островах у берегов Шотландии, где возможности трудоустройства весьма ограничены. Заводы по производству виски также являются одним из важнейших туристических достопримечательностей Шотландии – ежегодно их посещают около 1 млн туристов.
Компания Bacardi, которая уже имеет пять заводов по производству виски в Шотландии с 300 рабочими местами, планирует в течение двух лет создать еще 100 новых рабочих мест, необходимых для растущего производства.
Как заявил председатель Шотландской ассоциации виски Ричард Берроуз, перспективы отрасли сегодня являются самыми лучшими за последние десятилетия: «То, что и крупные, и небольшие компании по производству виски увеличивают инвестиции в расширение мощностей, может только обнадеживать. Благодаря инвестициям шотландские производители смогут воспользоваться возможностями, которые открываются на бурно растущих рынках в Азии, Северной и Южной Америке». Особенно интересным рынком для шотландских производителей обещает стать Азия, в частности Индия.
В начале июля Всемирная торговая организация признала, что тариф на импорт виски в Индии (который достигал 550%) является дискриминационным и незаконным. По этой причине Индия была вынуждена сократить тарифы на импорт виски и других алкогольных напитков. Индия является крупнейшим рынком для виски – в 2006 году потребление составило 580 млн литров, на 40% больше, чем на втором крупнейшем рынке виски – в Соединенных Штатах. Однако если в США на шотландский виски приходится 36% потребления (остальное – американский, канадский, ирландский виски), то в Индии – менее 1%. На индийском рынке доминируют местные компании, которые выпускают местные сорта «индийского виски», приготовленного на основе сахарного тростника, а не ячменя (что, по мнению специалистов, делает их продукцию ромом, а не виски). Открытию индийского рынка для экспорта из Шотландии могут помочь инвестиции индийских компаний на родине виски. Так, в мае индийская компания United Breweries, принадлежащая миллиардеру Виджаю Малья, за 1,2 млрд долларов приобрела шотландского производителя виски Whyte & Mackay. «Эта сделка показывает, что индийские компании понимают, что шотландская продукция после снижения импортных тарифов станет более доступной на рынке Индии, особенно для растущего среднего класса. Поэтому они инвестируют в производство виски в Шотландии, чтобы не потерять индийский рынок», -- рассказал «Эксперту Online» Джереми Нил, аналитик консалтинговой компании Canadean в Лондоне.
Потребление виски в России остается довольно скромным, в особенности в сравнении с потреблением водки, основного крепкого напитка страны. По оценкам компании Euromonitor, в 2006 году суммарные продажи виски в России составили 450 млн долларов, в том числе продажи шотландского виски – 60 млн долларов. По оценкам Шотландской ассоциации виски, Россия сегодня является 23-м крупнейшим рынком для шотландского виски.