Вырабатывающая до 70 млн тонн стали в год на предприятиях, выкупленных ранее в 16 странах, международная сталелитейная группа Mittal Group (сейчас Arcelor Mittal), столкнулась с проблемой сбыта своей продукции. В частности, казахстанская «дочка» сталелитейного гиганта – металлургический комбинат АО «Миттал Стил Темиртау», ранее реализовывавший значительную часть произведенной продукции (в 2006 году было получено 3,7 млн тонн стали) в Китае, теперь вынужден переориентироваться в сторону других потребителей. По словам генерального директора предприятия Сатиша Тапариа, «если раньше мы экспортировали около 120 тыс. тонн металла в месяц, то сейчас отгружаем всего 10–15 тыс. тонн. Китай превратился из импортирующей страны в экспортирующую и в нашей продукции не нуждается».
Потеря китайского рынка, трудности с реализацией продукции в США (высокие пошлины на ввоз стали), в Евросоюзе (квоты), странах Юго-Восточной Азии (большие транспортные издержки) заставили руководство АО «Миттал Стил Темиртау» обратить свой взор на страны СНГ. В компании «вдруг» заметили, что «экономика в России и Казахстане очень хорошо развивается, и это обеспечивает нам хорошие рынки для сбыта продукции». Более того, г-н Тапариа заявил, что компания готова поддержать создаваемый в Карагандинской области металлургический кластер и намерена «предложить особые цены для его участников».
Как известно, продажа «КарМета» иностранным инвесторам привела к резкому снижению доли поставок его продукции на внутренний рынок республики. Теперь вектор поставок разворачивается на Казахстан, являющийся активным импортером металлоизделий и металлоконструкций. Таким образом, то, чего казахстанские чиновники много лет не могли добиться своими административными изысками, сделала ситуация на внешнем рынке.