ОАО «Славино», созданное на базе нескольких колхозов в Новокузнецком районе Кузбасса вблизи деревни с одноименным названием, стало пионером развития в регионе возобновляемой энергетики. Около принадлежащего компании свинокомплекса, рассчитанного на 40 тыс. голов, в конце октября была запущена в строй биостанция, которая будет перерабатывать органические отходы в биогаз, а затем в электроэнергию и тепло. Сырьем, как нетрудно догадаться, станут отходы свинокомплекса. Событие это, конечно, не уникальное — подобные установки в России уже действует, хотя массовым явлением, особенно в Сибири, они до сих пор не стали. Но для Кузбасса опыт «Славино», однозначно, и важен, и символичен. Теперь атмосферу второго после Норильска грязного города страны — Новокузнецка — перестанут отравлять хотя бы естественные выделения тысяч свиней.
«Новокузнецкий район стал первым в Кузбассе, где на свиноводческом предприятии запустили подобное оборудование. Биогазовая станция является характерным элементом современного безотходного производства», — отметил на торжественной церемонии запуска установки глава муниципалитета Александр Мирошник. Параллельно был введен в эксплуатацию цех по сбору и переработке стоков (мощностью 700 кубометров в сутки), из которых можно будет производить удобрения (до 40 тонн в день). Очищенная в нем вода будет собираться в специальный пруд, в котором «Славино» планирует разводить рыбу. Фантастичность всех этих явлений, конечно, впечатляет; тем не менее все реализовано. Кстати, сам цех будет работать в замкнутом цикле, то есть без отходов.
К сожалению, руководитель ОАО «Славино» Рафиг Камбаров на вопросы журнала «Эксперт-Сибирь» не ответил — в его приемной все время просили перезвонить или вообще не поднимали трубку. А потому информацию о запуске биогазовой установки на его предприятии пришлось собирать буквально по крупицам. Производство биогаза, видимо, не станет главным предназначением новой установки, на запуск которой (включая затраты на оборудование) «Славино» потратило около 100 млн рублей (сообщается, что использованы только отечественные инновационные разработки). Основной ее задачей будет переработка отходов, бича любого животноводческого комплекса — запах от гигантских вонючих отстойников, свалок и лагун, имеющихся при любом крупном предприятии, является лишь самым безобидным проявлением этой проблемы. Гораздо больший ущерб стоки и жижа, вещества третьего и четвертого из пяти классов опасности, приносят землям и грунтовым водам — в них попадает фильтрат (жидкость, загрязненная органическими и неорганическими веществами), отчего болеют люди и животные. СЭС за такие вещи обычно штрафует, причем на солидные суммы. Особенно достается крупным хозяйствам. Добившись того, чтобы навоз сразу шел в дело, «Славино» навсегда защитит себя от затрат на возмещение экологического ущерба. К тому же не придется выделять земли под новые отстойники и лагуны (или вкладывать деньги в ремонт действующих, которые рано или поздно переполняются). Это подтвердил журналистам заместитель губернатора Кемеровской области по АПК Валерий Шабанов, заявивший, что новый биокомплекс будет «выгоден предприятию тем, что оно сможет уйти от платы за выбросы и загрязнение окружающей среды». «Думаю, хозяйство решает не только проблему газообеспечения, но и снижения нагрузки на очистные сооружения, которые традиционно являются слабым местом растущих сельхозпредприятий. Выбор объекта инвестирования между очистной системой и перспективной технологией в пользу последней можно только приветствовать. Мы имеем факт рационального и стратегически оправданного применения современных технологий в сельском хозяйстве, особенно радующий на фоне непрерывных разговоров о кризисе в этой отрасли», — оценил опыт, внедренный в «Славино», управляющий партнер компании «Сакура-консалтинг» (в недавнем прошлом — топ-менеджер холдинга «Российские мясопродукты») Андрей Плетнёв.
«Новый биокомплекс даст возможность сельхозпроизводителю получать тепловую и электроэнергию, которая будет использоваться здесь же. Плюс ко всему технологической выработкой всего этого процесса станут высококачественные удобрения, впоследствии их можно будет продавать. Мощности биостанции довольно велики, и более того, строилась она с учетом резерва», — раскрыл все секреты журналистам Владимир Шабанов. Действительно, польза практически любой биогазовой установки многогранна, и кроме утилизации отходов (в том числе биометана) заключается в производстве электроэнергии и тепла, а также органических удобрений (которые и чище, и эффективнее химических). Так, пермский предприниматель Владимир Рашин не только с помощью биогазовой установки собственной разработки обеспечивает собственную перепелиную ферму электроэнергией и теплом, но и продает удобрения. Для «Славино» все эти «пряники» крайне привлекательны. Компания представляет собой диверсифицированный агрохолдинг, занимающийся не только разведением свиней и производством мяса свинины, но и выпуском овощных и зерновых культур, молока и молочной продукции (у «Славино» есть поголовье КРС и собственные пастбища), мясных полуфабрикатов и так далее. На сайте «Славино» сообщается, что компания имеет 3 тыс. голов дойного стада, 32 тыс. голов свиней и производит в год 4,6 тыс. тонн мяса, 4 тыс. тонн овощей, 18 тыс. тонн зерна и 11,2 тыс. тонн молока. Так что собственные удобрения, тепло и электричество предприятию будут крайне выгодны. Стоит добавить, что за счет биогазовой установки в перспективе «Славино» могло бы заняться и тепличным производством зелени — излишки тепла могут идти на поддержание нужной температуры (известно, что в себестоимости тепличных огурцов, помидоров или цветов до 90% затрат приходится на тепло и удобрения).
А вот с реализацией излишков энергии на рынке могут возникнуть проблемы. Дело в том, что биоэлектричество в любом случае выходит дороже традиционного. А «зеленые тарифы» в России пока не действуют (хотя федеральный закон «Об электроэнергетике» обязывает сбытовиков покупать в счет потерь в первую очередь энергию возобновляемых источников, однако методика расчета тарифа еще не разработана). Так что весь опыт использования биогаза, наработанный в стране, пока не вышел за пределы самообеспечения «натуральных хозяйств». Хотя попытки предпринимаются в Белгородской области, где действуют две крупные биогазовые станции, принята концепция развития биоэнергетики и биотехнологий на 2009–2012 годы и установлены спецтарифы для пилотных проектов. А компания «Биогазэнергострой» планирует построить три десятка электростанций в Мордовии и продавать биоэнергию сбытовой компании наравне с традиционными поставщиками (см. «В расчете на особый тариф» в «Эксперте» № 33 за 2012 год).
Тем не менее пока этот «пряник» для проектов биоэнергетики не является основным. «Сравнение стоимости покупного газа и биогаза собственного производства «в лоб» вряд ли будет в пользу «натурального хозяйства», — говорит Андрей Плетнёв. — Могу предположить, что дело здесь в стратегическом подходе к решению задачи и комплексности оценки получаемых от реализации проекта эффектов. Во-первых, это рост автономности и независимости хозяйства от наших естественных монополий, что, согласитесь, весьма важно. Во-вторых, себестоимость биогаза сейчас пусть и выше, но она будет стабильна не один год, а стоимость газа на рынке будет неуклонно расти, вместе с ней и экономическая эффективность проекта. Таким образом, вряд ли получение и использование биогаза найдет повсеместное применение, но ориентированные на долгосрочную перспективу предприятия, имеющие четкую стратегию развития, наверняка уже в ближайшее время проявят живейший интерес к данной технологии».