К октябрю этого года в Новосибирске будет разработана программа по развитию сети велодорожек — таково решение специального совещания, проведенного в мэрии города. Это случилось меньше чем через месяц после того, как активистам новосибирского велодвижения отказали в создании велодорожки на третьем мосту через Обь, посоветовав кататься в парках (см. «Этот текст не про велосипеды» в «Эксперте-Сибирь» № 26 за 2013 год).
Начать сооружение городской сети велодорожек решили с новосибирского Академгородка — благо, что там эти дорожки уже были построены в 1950–1960 годах, но с тех пор большей частью пришли в негодность. Тем не менее, их требуется только обновить: на это Советскому району города (куда административно входит Академгородок) понадобится «не менее четырех миллионов рублей», сообщил глава района Валерий Шварцкопп. На эти деньги дорожки отчистят от травы и отремонтируют покрытие.
По его словам, велосипед в Академгородке — это не только элемент здорового образа жизни, но и рабочий инструмент для быстрого транспорта от дома до работы. Для тех, кто работает в городе, на близлежащей железнодорожной станции «Сеятель», по словам главы района, уже создана перехватывающая велопарковка. Она там и правда есть — если велопарковкой назвать вбитую в землю железную раму в неохраняемой зоне вокзала.
Дальнейшие планы мэрии — создание непрерывной сети велосипедного сообщения по всему городу. «Чтобы велосипедист мог добраться, к примеру, от площади Калинина в Октябрьский район, не пересаживаясь на другой вид транспорта», — пояснил заместитель мэра Новосибирска Владимир Знатков. И добавил: «Мы в следующем году начинаем программу по ремонту тротуаров. Может, стоит совместить эти две программы?». Но уже сегодня понятно, что проблем будет несколько. Во-первых, недовольство ГИБДД. «В 2012 году было 12 ДТП с участием велосипедистов, за прошедший период этого года уже 11. Ребенок на велосипеде погиб в Октябрьском районе, — привел данные начальник отдела ГИБДД управления МВД РФ по Новосибирску Александр Руденко. — Возможно, стоит создавать велосипедные дорожки в парковых зонах и в местах отдыха». Добавим, что 12 ДТП в год — это доли процента от общего количества происшествий на дорогах города. Однако инспекторы ГИБДД, похоже, велосипед за полноценный транспорт не принимают.
Вторая проблема — достаточно сложно, по мнению новосибирской мэрии, вписать велодорожки в кварталы старой застройки города. «В таких районах Новосибирска, как Ленинский, Кировский и Дзержинский, сеть велосипедных дорожек нужно продумывать с нуля. Это промышленные районы, где жилье строилось вокруг заводов. Здесь не то что велодорожки, даже тротуары не всегда предусматривались», — сообщил Знатков. К тому же, по существующим нормам, ширина двухсторонней велодорожки должна быть не менее двух метров. «Только в градостроительных планах новых микрорайонов возможно предусматривать такие велодорожки», — уверена заместитель начальника управления архитектуры и градостроительства мэрии Антонина Игнатьева. Как удалось создать сеть велодорожек в старых европейских городах, где улицы много уже новосибирских, на совещании не обсуждалось.