Делегация Калининградской области привезла с международной выставки в Ганновере меморандум о намерении развернуть в анклаве сталелитейный проект. Документ подписан губернатором области Владимиром Егоровым, а со стороны инвесторов - Йозефом Виндзингером, президентом общественной организации "Круг друзей Калининграда", объединяющей европейских железнодорожников, и министром экономики, труда и транспорта Нижней Саксонии Вальтером Хиршем. Завод мощностью 1,5 млн тонн стальных брикетов в год планируется разместить в Черняховском районе области. Выбор Черняховска обусловлен наличием мощной железнодорожной развязки и узкой европейской колеи, что облегчит поставки металла в Германию. Общий объем германских инвестиций должен составить 700 млн евро (сразу скажем, сумма для металлургического производства скромная).
Аргументы "за"
Для Калининградской области это крупные инвестиции - подавляющее большинство реализуемых здесь проектов имеют цену в пределах нескольких сот тысяч евро и лишь единицы достигают сумм с шестью-семью нулями. Начальник отдела аналитики и прогноза информационно-аналитического управления калининградской администрации Владимир Абрамов подчеркивает, что такой проект способен создать на депрессивном востоке области полюс роста. Сейчас таких полюсов в анклаве только три, и все они на западе: собственно Калининград, где сконцентрировано до 80% областной экономики, Светлый с его нефтеперевалкой, рыбопереработкой и судоремонтом и Светлогорск - зона курортов и делового туризма. По информации главы Черняховского района Андрея Виноградова, появление металлургического предприятия позволит трудоустроить примерно 450 человек, привести в порядок некоторые районные коммуникации - дороги, канализацию, водоснабжение. Кроме того, Черняховск не газифицирован, а поскольку для реализации проекта газ необходим, районная администрация надеется с помощью инвестора решить и эту проблему.
Фантастический скепсис
Отвечая на вопрос, в какой стадии находится проект сегодня, заместитель губернатора области Сергей Леденев отмечает: "Сейчас это лишь декларация о намерениях, которая область ни к чему не обязывает. Тем не менее мы рассматриваем все предложения, какими бы фантастическими они ни казались".
Действительно, общий тон оценок перспектив металлургического проекта в Черняховске скептический. В Калининградской области нет ни потребителей продукции металлургов, ни источников сырья, ни вспомогательных ресурсов для такого производства. Расстояния от анклава до потенциальных потребителей металла измеряются сотнями километров, до производителей сырья - и вовсе тысячами, а пути к ним пролегают по территориям стран, входящих в ЕС.
Грузовой транзит через Литву - головная боль всего калининградского бизнеса, взаимодействующего с партнерами на основной территории России. С момента вступления Литвы в Евросоюз условия транзита для российских грузов постоянно ухудшаются: растут тарифы по основной номенклатуре грузов (за год, по данным областной администрации, они возросли на 25%), усложняются условия контроля, вводятся запреты на перевозку некоторых видов грузов. Кроме того, мощностей железнодорожной ветки и возможностей логистических процессов на Калининградской железной дороге недостаточно даже для нужд ныне действующих предприятий. Это замечают как бизнесмены, поставляющие грузы из анклава в Россию (например, представители мебельного кластера), так и те, кто везет товары в обратном направлении (например, нефтяники).
Сырье для комбината - руда с российских предприятий. С пуском проекта объем грузоперевозок в направлении анклава возрастет примерно в два раза. Об этом говорит доктор технических наук, профессор кафедры экономики и менеджмента калининградского филиала Северо-Западной академии госслужбы Рашид Яфасов: "Для выплавки тонны металла требуется 7-8 тонн руды. Таким образом, за год в область будет завозиться 10-12 млн тонн руды. Помимо логистических и транзитных рисков, в рассматриваемом проекте присутствует экономический нонсенс: металлургические предприятия выгодно размещать вблизи горно-обогатительных комбинатов. Гораздо разумнее везти готовый металл, а не руду, 85% объема которой - это отходы. В данном проекте удорожание готовой продукции, вызванное транспортировкой руды из России, составит 800-900 рублей в пересчете на тонну выплавленного металла, а это 10% его стоимости".
Кругом - дефицит
Экономика Калининградской области энерго- и вододефицитна. Основным источником энергии является природный газ, поставляемый из "большой России" по трубопроводу, проходящему опять же по территории ЕС. Металлургический комбинат будет испытывать потребность не только в значительном количестве природного газа (450 млн кубометров в год), но и в стабильных его поставках. Оба фактора - количество газа и стабильность поставок - уже сейчас являются проблемами для области. По информации начальника управления ЖКХ мэрии Калининграда Сергея Крапивина, давление в газопроводе и суточное количество газа, поступающее в область, зависят от отбора газа по пути (Литвой и Белоруссией). Чтобы сгладить эти колебания, весьма ощутимые в холодное время года, планировалось строительство подземного газохранилища, но оно приостановлено Управлением природных ресурсов.
Пропускная способность литовской газовой трубы ограничена. "Газпром" проводит ее модернизацию, которую планирует завершить к концу 2005 года, что увеличит предельный объем поставляемого в область газа до 1050 млн кубометров в год. При этом в 2004 году потребление газа в анклаве составило 650 млн кубометров, а первый энергоблок строящейся ТЭЦ-2, который заработает через полгода, будет сжигать 600 млн кубометров газа в год. Даже без металлургического комбината возникнет дефицит газа в объеме 200 млн кубометров ежегодно.
Еще одна извечная калининградская проблема - пресная вода. Металлургам необходимы значительные объемы воды для охлаждения продукции в ходе техпроцесса. Хоть Черняховск и стоит на основной водной артерии Калининградской области реке Прегель, тем не менее, по информации заслуженного эколога РФ Феликса Алексеева, река там скудна и район вододефицитен.
Есть и другие обременения для инвестора - коммуникации, которых на предполагаемом месте строительства нет и построить которые муниципалитет не в силах, необходимость подведения в Черняховский район газа, отсутствие на территории области залежей кокса или коксующихся углей, а также недостаток кадров, способных работать в металлургической отрасли.
На выходе
Заместитель начальника Главного управления по бюджету и финансам администрации области Виктор Порембский отмечает, что в настоящее время конъюнктура на мировом рынке металла постоянно улучшается и потому управление ожидает в случае строительства металлургического производства роста налогооблагаемой базы. Однако, во-первых, вполне логично, что проект будет реализован согласно новому закону об ОЭЗ, то есть со значительными льготами по налогам на имущество и на прибыль, в первые шесть лет эти налоги будут равны нулю, а потом будут взиматься по половинной ставке.
Во-вторых, с учетом всех вышеперечисленных сложностей и механизма возникновения выгоды "Круга друзей Калининграда", являющегося ассоциацией железнодорожников, проект будет не слишком прибыльным. Интерес ассоциации состоит в загрузке узкоколейного перешейка. Таким образом, прибыль от проекта будет поделена между собственно комбинатом и немецкими железнодорожниками, а значит, часть прибыли, облагаемая российскими налогами, будет невелика. Наконец, отмечает Рашид Яфасов, металлургический комбинат не будет давать максимально возможной добавленной стоимости еще и потому, что планируется выпускать не стальной прокат, трубы, проволоку или арматуру, а лишь стальные брикеты.
Зато очевидны негативные последствия. Рашид Яфасов предсказывает, что "жители области получат гарантированные терриконы шлака, пополняемые ежегодно на 9-11 млн тонн (на 5 млн кубометров). Через пять лет это будет гора площадью 100 га и высотой с десятиэтажный дом. Дожди будут вымывать с нее грязь в акваторию Калининградской области вплоть до Калининграда. Или еще хуже: часть смыва будет попадать в подземные водные горизонты, отравляя источники водопользования, после чего обогащенная уже сегодня железом питьевая вода будет дополнительно обогащаться и другими интересными веществами. Вопрос о неминуемом появлении кислотных дождей в случае ввода металлургического комбината в строй - угроза для всех заказников, заповедников и лесов нашей области. Возникнут проблемы с Литвой, так как для воздушного массопереноса 50-100 километров - не расстояние и работа комбината скажется на среде обитания наших соседей, что для области будет означать штрафные санкции". Феликс Алексеев отмечает, что ожидать значительных отчислений на экологию, судя по исходным данным, не приходится; трудно оценить и достаточность экологической составляющей инвестиций.
Металлургический комбинат - это безостановочное производство, сбои в его работе недопустимы. Отсюда следует, что при сильной зависимости области от условий транзита приоритет в снабжении газом или в доступе к ресурсам железной дороги после реализации проекта будет принадлежать "немецким друзьям". При этом население области и весь остальной калининградский бизнес станут заложниками внешнеполитических рисков анклава, а это снизит инвестиционную привлекательность области.
Калиниград