Последние новости


15:18
Германия остановила поставки вооружений Казахстану
11:30
Опубликован список погибших во время беспорядков сотрудников КНБ Казахстана
13:08
Госдума расширила полномочия полицейских
01:00
"Судьбоносные последствия": что нельзя делать в полное солнечное затмение
12:47
Названа категория людей, для которых COVID-19 особенно опасен
21:16
Россиянам раскрыли правду о конце пандемии
15:30
Португалия приостановит вакцинацию препаратом AstraZeneca в некоторых возрастных группах
20:00
Вашингтон внес в "черный" список китайские фирмы и лаборатории из сферы технологий
13:00
Российский фрегат столкнулся с гражданским судном
09:30
В США казнили убившего «колдунью» мужчину
13:10
Власти США объявили Нью-Йорк городом анархии
07:00
А из нашего окна Белоруссия видна
08:00
Путин-суперагент с вакциной попал на обложку крупной газеты
06:00
Япония сочла необоснованным решение по пострадавшим от черного дождя в Хиросиме
12:49
Евросоюз высказался о выборах в Белоруссии
07:00
Что изменится в жизни россиян с 1 августа
13:56
«И никуда уходить не собирается»
13:48
Каннский кинофестиваль в 2020 году окончательно отменили
13:00
Мальдивы откроют границы для туристов в июле
13:43
Apple представила iOS 14: новые функции и дизайн
13:41
Американская нефть подорожала до максимума с весны
13:37
Семья во время карантина построила во дворе паб
08:30
Осужденного экс-мэра Владивостока переводят в другую колонию
07:30
Школьники смогут сдавать ЕГЭ без масок и перчаток
06:30
Глава ВОЗ сообщил о научном прорыве в лечении коронавируса
08:30
Власти США возобновляют смертную казнь
01:00
Темнокожие борцы за равноправие не любят белых. Почему в США это не считают расизмом?
12:10
Волна вандализма в отношении вышек 5G дошла до Польши
12:09
В Берлине прокомментировали задержание российского музыканта
08:47
Samsung может устроить онлайн-презентацию новых гаджетов
Больше новостей

Битва за Волгу


Экология
494

Нижегородские власти официально выступили против повышения уровня Чебоксарского водохранилища до отметки 68 метров. Такое решение проблемы восстановления сквозного судоходства на Волге одобрило Минэкономразвития, поддержав тем самым РАО «ЕЭС России». В совещании по вопросу достройки Чебоксарского гидроузла наряду с представителями регионов участвовали представители Минтранспорта, Федерального агентства водных ресурсов, Федерального агентства морского и речного транспорта, Федерального дорожного агентства, компании «ГидроОГК». Правительство Нижегородской области доказывает, что решение гидрологической проблемы, которое предлагают энергетики, приведет к экологической катастрофе в нескольких поволжских регионах и настаивает на другом варианте – строительстве низконапорной плотины. Затянувшийся конфликт интересов до сих пор не позволяет прийти к единому мнению относительно того, как предотвратить обмеление Волги в районе Нижнего Новгорода, в результате чего уже более десяти лет серьезно затруднены транспортные перевозки.

Пропускная способность 60-километрового участка Волги от  Городца до Нижнего Новгорода с каждым годом сокращается. Нижегородский гидроузел, сданный в эксплуатацию в 1955 году, проектировался как звено Волжского каскада с последующим обязательным подпором водами Чебоксарского водохранилища. Это обеспечило бы четырехметровую глубину фарватера, достаточную для прохождения крупнотоннажных судов. Из-за неподготовленности зоны водохранилища Чебоксарский гидроузел  был введен в эксплуатацию в 1978 году с заполнением чаши водохранилища до промежуточной отметки 63,0 метра по Балтийской шкале глубин при проектном уровне 68,0 метра. Таким образом, часть водной магистрали остается без подпора со стороны Чебоксарского водохранилища. В результате естественной деформации русла  в районе Нижегородского гидроузла Волга «просела» почти на метр. Это привело к падению глубин в камерах шлюза и на перекатах участка. Если в начале эксплуатации Нижегородского гидроузла глубина 3,5 метра выдерживалась в течение 18 часов, то сейчас при том же расходе воды судоходная глубина выдерживается всего лишь два-три часа в сутки. В результате участок в районе Нижнего Новгорода, который суда должны проходить за четыре часа, они сейчас преодолевают за двое-трое суток, ожидая своей очереди на рейде. Кроме того, суда вынуждены идти с недогрузом в 10-20%. Потери судоходных компаний в период навигации оцениваются в 10 млрд рублей.

По расчетам энергетиков, поднятие уровня Чебоксарского водохранилища до отметки 68,0 метра позволит восстановить сквозное судоходство и обеспечит возможность генерации более дешевой электроэнергии. По данным ГидроОГК, в случае достройки Чебоксарской ГЭС ее мощность увеличится на 1,43 млрд кВтч и станция выйдет на проектную мощность 1400 МВт со среднегодовой выработкой электроэнергии 3,5 млрд кВтч.

Руководители республики Марий Эл и Нижегородской области всегда считали этот проект сомнительным из-за губительных экологических последствий: в случае повышения уровня Чебоксарского водохранилища под воду уйдет значительная часть сельскохозяйственных земель и несколько десятков населенных пунктов в Марий Эл и будет подтоплена вся заречная часть Нижнего Новгорода. Генерация же дешевой электроэнергии, по мнению нижегородской стороны, будет осуществляться только в интересах РАО «ЕЭС России», поскольку основной объем электроэнергии в ближайшие годы будет отпускаться конечным потребителям по регулируемым ценам.

«Чебоксарскому» варианту еще три  года назад была найдена альтернатива, поддержанная нижегородской администрацией и руководством Минтранспорта. Речники и автотраспортники считают, что строительство низконапорной плотины, совмещенной с мостовым переходом в 15-20 километрах выше Нижнего Новгорода, позволит комплексно решить проблему как водного сообщения в рамках транспортного коридора север-юг, так  и автомобильного в направлении запад-восток. Кроме того, в данном проекте предусмотрено строительство турбины для производства электроэнергии, что будет способствовать снижению энергодефицита в области.

К разработке инженерного проекта плотины и моста планировалось приступить еще в 2004 году, с тем чтобы в 2005-м начать строительство. Общая стоимость этого проекта оценивалась два года назад  в 12 млрд рублей. Поднятие уровня Чебоксарского водохранилища с обустройством зоны затопления обойдется в 33,4 млрд рублей, из которых 18 млрд должно быть направлено на инженерную защиту заречной части Нижнего Новгорода. В софинансировании этого проекта придется принять участие и региональным властям.

Несмотря на то что на последнем совещании в МЭРТ инициативу нижегородского правительства  не поддержали, губернатор области Валерий Шанцев продолжает отстаивать проект строительства плотины в профильных министерствах и ставит под сомнение расчеты по поднятию уровня водохранилища, сделанные дочерней компанией РАО ЕЭС. К 1 октября руководство трех регионов - Нижегородской области, Чувашии и Марий Эл – должны представить в МЭРТ свои официальные позиции по данному вопросу, а к середине октября, как ожидается, Минэкономразвития направит окончательные предложения в правительство РФ.