“Сахалин-2” разрабатывается на условиях соглашения о разделе продукции (СРП). Оператор — Sakhalin Energy (55% — Royal Dutch Shell, 25% — Mitsui и 20% — Mitsubishi). Второй этап освоения проекта включает разработку Пильтун-Астохского и Лунского месторождений с запасами 150 млн тонн нефти и 500 млрд куб. м газа, строительство нефтегазопровода с севера на юг острова, завода СПГ и терминала отгрузки нефти.
В понедельник Генпрокуратура признала незаконным заключение Государственной экологической экспертизы по второму этапу развития проекта «Сахалин-2». Во вторник появилась информация, что глава Минприроды Юрий Трутнев подписал приказ, отменяющий положительное заключение Государственной экологической экспертизы проекта "Сахалин-2». На самом деле пока такого приказа нет, но он будет. «Сейчас заключение Генпрокуратуры находится в Министерстве природных ресурсов и мы дадим на него положительное заключение", - сообщил «Эксперту Online» заместитель директора департамента государственной политики в области охраны окружающей среды Минприроды РФ Амирхан Амирханов.
Прокуратура обнаружила несоответствие выводов экспертного заключения, утвержденного приказом Минприроды в июле 2003 года, содержанию самого заключения – выводам экспертов. «В связи с этем мы констатируем, что заключение было утверждено неправомерно, - говорит Амирханов. – По различным параметрам исследования отсутствует полная исходная документация. Например, в проекте нет решения по оценке риска изотермических резервуаров, данных по качественному и количественному прогнозу опасных геологических явлений, по взаимодействию проектируемых объектов с геологической средой. Минприроды должно было запросить дополнительную документацию, доработать проект, но этого сделано не было».
Помимо этих документов министерству есть к чему придраться к Sakhalin Energy – они проложили трубопровод не в том месте, прорубили лесную просеку там, где это не оговаривалось. «Отмена нами приказа остановит реализацию проекта. Чтобы ее восстановить, компании потребуется не менее полугода, а то и более, - считает Амирханов. – Ведь придется все документы утверждать заново». В к Sakhalin Energy комментировать ситуацию отказались. «Я отзыв видел только в новостях в интернете, так о чем можно говорить?» - сообщил вице-президент по корпоративным вопросам Sakhalin Energy Игорь Игнатьев. «Хотя новая смета еще не утверждена правительством, инвесторы продолжают вкладывать в проект деньги», - говорит Игнатьев. Согласно докладу правительства РФ о ходе реализации СРП, направленному в августе в Думу, в проект уже инвестировано 11 млрд долларов. В бюджеты разных уровней от проекта поступило 350 млн долларов.
Японское правительство ситуация с сахалинским проектом разволновала. Дополнительные расходы японских компаний на защиту окружающей среды при реализации проекта "Сахалин-2" составят около 20 млрд долларов, тут же отреагировало министерство экономики Японии. Правда, японцы и пригрозили России - отзыв заключения может серьезно повредить дипломатическим отношениям двух стран, заявил во вторник тогда еще будущий премьер-министр Японии Синдзо Абэ. И тут за иностранный проект вступился замглавы Минэкономразвития Кирилл Андросов.
«В Минэкономразвития РФ не видят оснований приостанавливать проект "Сахалин-2" до момента экспертизы нового ТЭО», - заявил он.
Похоже, истинные причины разгоревшегося скандала в отношении "Сахалина-2" гораздо глубже, нежели это декларируется. Дело не в экологии, а в экономике проекта и его все больше очевидной невыгодности для российской стороны.
Проекты СРП инициировались в середине 90-х, когда у России была слабая экономика, у государства и компаний не было собственных ресурсов, чтобы их реализовывать, – нужны были иностранные инвестиции. Но поскольку инвестиционный климат был очень рискованным, то иностранцам нужны были существенные дивиденды.
Так, по условиям соглашения "Сахалин-2", который был подписан в 1994 году, почти вся продукция на начальном этапе (до его полной окупаемости) - 90% прибыльной нефти - идет инвестору и лишь 10% - государству. И только по достижении определенного уровня рентабельности, а именно 17,5%, да еще с учетом инфляции в США (совершенно немыслимые условия!), соотношение меняется: 50 на 50.
Сейчас экономика страны укрепилась, Россия больше не зависит от иностранных инвестиций напрямую, компании имеют собственные ресурсы, чтобы реализовывать подобные проекты. Благоприятная ценовая конъюнктура говорит о том, что компании могут спокойно работать в текущем налоговом поле. «Поэтому государство подталкивает компании - участников проекта к изменению невыгодного для себя договора, - говорит аналитик ИК "Ренессанс Капитал" Роман Елагин, -к тому же возмущает правительство и увеличение затрат по проекту, которое регулярно предлагает компания». А ведь чем больше затрат накапливается, тем дальше отодвигается появление реальных бонусов от проекта для государства.
При заключении СРП в 1994 году необходимые инвестиции оценивались в объеме 9,8 млрд долларов. Но в 2003 году затраты на осуществление проекта увеличились до 12 млрд. А в сентябре 2005 года компания уведомила Минпромэнерго и администрацию Сахалинской области об увеличении этих затрат до 20 млрд. В итоге раздел продукции должен производиться не в 2006 году, как это планировалось ранее, а к 2014 году. В Sakhalin Energy умышленное, неадекватное увеличение затрат отрицают. «Какой смысл компании завышать издержки? - возмущается Игорь Игнатьев.- Никакого экономического смысла в этом нет. К тому же, можете себе представить, чтобы корпорация Shell, Mitsui или Mitsubishi, акции которых на открытом рынке, допустят для себя такой позор, если выяснится, что они умышленно завышают смету какого-то проекта. Никто на себя такую ответственность не возьмет – это другая корпоративная культура и другой подход. Каждый думает в меру своей испорченности». Господин Игнатьев, вероятно, забыл о «деле Enron» и других скандалах с корпоративной отчетностью, сотрясающих страны с «другой корпоративной культурой».
И наконец, последняя, может быть, самая главная причина возникшего конфликта - нежелание иностранных инвесторов включить в проект «Газпром». «Если ты не можешь остановить процесс, то надо хотя бы возглавить его, - говорит аналитик «Атланты-Капитал» Александр Блохин. – Четверть проекта «Сахалин-1» еще принадлежит «Роснефти», к ним и претензий меньше, а «Сахалин-2» полностью иностранный». Переговоры с «Газпромом» о размене активов, в результате чего он получит 20% капитала Sakhalin Energy, принадлежащих Shell, в обмен на 50-процентный пакет акций в проекте по разработке глубинных залежей заполярного месторождения, длятся уже больше года. «Это и будет предметом начинающегося торга, - считает Блохин. - И у России есть уже некий перевес – наша сторона дождалась, когда иностранная компания заключила договор на поставку 80 процентов газа в Японию. Теперь можно этим манипулировать – или вы включаете «Газпром», или проект останавливается и вам грозят большие штрафы». Похоже, японцы это поняли и уже готовы пойти на уступки. Вчера посол России в Японии Александр Лосюков заявил, что «проект состоится в любом случае, а переговоры между "Газпромом" и крупнейшим акционером "Сахалина-2" Royal Dutch Shell , согласно которым российский концерн получит 20 процентов, могут завершиться к концу этого года». А сегодня Yomiuri сообщила, что Mitsui & Co. и Mitsubishi Corp. могут продать 5-процентную долю в проекте “Сахалин-2” «Газпрому». По данным издания, Mitsui может продать Газпрому 3% в проекте, а Mitsubishi — 2%. Японские компании рассчитывают, что сделка с Газпромом позволит ускорить реализацию проекта “Сахалин-2”.