Сегодня, согласно данным статистики, в Кемеровской области утратили свою хозяйственную ценность около 0,7% от всей площади земель, что в 10 раз превышает данный показатель по России (0,07%). Вообще, анализ данных последних 15 лет показывает, что площадь ежегодно рекультивируемых земель меньше площади земель, нарушенных за тот же период воздействием человека: добыча 1 млн тонн угля сопровождается нарушением 25–30 гектаров земли. О том, как заставить предприятия исполнять природоохранные мероприятия, рассказывает заместитель губернатора Кемеровской области по природным ресурсам и экологии Владимир Ковалев.
— Владимир Анатольевич, этот год начался с заявления администрации Кемеровской области по поводу ужесточения требований к предприятиям по исполнению экологических мероприятий. Известно ли вам, как отнеслись к этому хозяйствующие субъекты?
— Думаю, с пониманием. Накануне вступления нашей страны во Всемирную торговую организацию приоритетная задача промышленности — повышение конкурентоспособности продукции. А главным условием этого является переход на международные стандарты качества и экологии. Получается, что тут наши цели совпадают.
И другая сторона вопроса: чтобы завтра быть конкурентоспособным на мировом рынке, нужно было еще вчера начинать модернизацию и техническое перевооружение предприятий. Сегодня это делают крупнейшие компании-собственники: «Евраз Груп», РУСАЛ, Промышленно-металлургический холдинг и другие. Ежегодно инвестиции предприятий в охрану окружающей среды составляют в Кузбассе от 300 до 500 миллионов рублей. Для сравнения: общий объем финансирования из областного бюджета на мероприятия, улучшающие экологическую обстановку в регионе, составляет 573 миллиона рублей.
— Как предполагается воздействовать на предприятия в случае недобросовестного исполнения ими экологических обязательств?
— Нарушение порядка добычи общераспространенных полезных ископаемых предполагает лишение права пользования участками недр. Невыполнение водоохранных мероприятий также означает досрочное прекращение права пользования водным объектом. Нарушение условий разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и лимитов на размещение отходов предполагает аннулирование выданной разрешительной документации и увеличение платы за негативное воздействие на окружающую среду в 25 и 5 раз соответственно.
— Расскажите, что делается для реализации программы рекультивации земель в Кемеровской области?
— Необходимо признать, что существующая сегодня правовая база не позволяет эффективно решать в Кузбассе проблемы рекультивации нарушенных угледобычей земель. В особенности это касается проблемы прошлого накопленного экологического ущерба.
Одним из механизмов реального решения проблемы нарушенных земель является создание Фонда рекультивации нарушенных земель. Его задачей в первую очередь должна стать инвентаризация состояния нарушенных земель, их классификация в отношении необходимости и типов восстановления (лесная, ландшафтная).
— Много приходится слышать сегодня, что существующий механизм природопользования не обеспечивает стимулирования природоохранной деятельности хозяйствующих субъектов. Так ли это на самом деле, что нужно сделать, чтобы улучшить ситуацию?
— Да, это так. В настоящее время плата за негативное воздействие не позволяет возместить в полном объеме этот вред. Назрела острая необходимость принятия Федерального закона (ФЗ) «О плате за негативное воздействие на окружающую среду».
Остается актуальным принятие ФЗ «Об обязательном экологическом страховании», так как при существующей изношенности основных материальных фондов опасных производств возникла настоятельная необходимость усиления защиты населения и территорий от последствий аварийного загрязнения окружающей среды. Принятие этого закона создаст дополнительные внебюджетные источники финансирования мероприятий по обеспечению экологической безопасности, компенсации убытков, причиняемых населению и территориям техногенными авариями и катастрофами.
— Какая система мотивации предприятий для лучшего ведения природоохранной деятельности, на ваш взгляд, наиболее эффективна?
— Сегодня не придумано ничего лучше экономического стимулирования. Считаю, что серьезные налоговые льготы должны быть предусмотрены для предприятий, осуществляющих переработку и утилизацию твердых бытовых отходов, внедряющих передовые ресурсосберегающие технологии, осуществляющих в процессе производственной деятельности переработку промышленных отходов.
К сожалению, в решении этого вопроса мы вынуждены опять-таки констатировать несовершенство природоохранного законодательства.
Со стороны администрации области в пределах своих полномочий прикладываются определенные усилия для поддержки предпринимателей, работающих в сфере ресурсосберегающих технологий. В области действует региональная целевая программа «Государственная поддержка малого предпринимательства в Кемеровской области» на 2005–2007 годы, предусматривающая предоставление льготных кредитов, в том числе и для предприятий, внедряющих передовые технологии в области экологии.