Депутаты Европейского парламента 439 голосами против 74 проголосовали за «немедленное введение» налога на авиационное топливо в 25 (а с января 2007-го – 27) странах--членах ЕС. Они также приняли рекомендации экологических групп по введению специальной схемы торговли разрешениями на выброс парниковых газов для авиации. Введение последней потребует от авиакомпаний приобретения разрешений на выброс CO2 и прочих газов, ведущих к разогреву атмосферы.
На авиацию сегодня приходится всего 3--3,5% всех выбросов парниковых газов. Однако в будущем эта доля серьезно изменится – в 2030 году по прогнозам Еврокомиссии на авиацию будет приходиться уже 20% выбросов. Причина – сокращение выбросов промышленностью и автомобильным транспортом и продолжающийся рост числа пассажиров. К 2020 году число авиапассажиров должно (по сравнению с 2005 годом) удвоиться, а к 2030-му – утроиться. Рост выбросов может привести к тому, что страны ЕС не смогут выполнять свои обязательства по сокращению выбросов в рамках Киотского протокола. По этой причине Европарламент решил ввести немедленные меры.
Новые правила, которые будут введены уже летом 2007 года, серьезно изменят авиацию в Европе. Изменения коснутся не только европейских авиакомпаний, но и всех авиалиний, выполняющих рейсы в страны Евросоюза. Теперь авиакомпаниям придется покупать специальные разрешения на эмиссию парниковых газов, и число этих разрешений будет ограничено. Так как авиакомпании будут перекладывать стоимость разрешений на пассажиров, то средняя стоимость билета в одну сторону вырастет на 30 евро (60 евро – для билетов туда-обратно). Учитывая, что будет также введен налог на керосин (авиационное топливо во всем мире традиционно освобождено от налогов) и экологический налог, то сумма платежей с каждого билета окажется больше.
В Брюсселе не скрывают, что таким образом пытаются сократить число пассажиров, которое будет пользоваться воздушным транспортом. «Бум авиации в последние годы связан с резким ростом полетов на короткие расстояния, которые люди раньше совершали наземным транспортом, выделяющим меньше парниковых газов. Введение новых правил сделает короткие полеты менее привлекательными, и люди пересядут на поезда», -- рассказал «Эксперту Online» член Европейского парламента Роберт Эванс, голосовавший за введение схемы.
Больше всего пострадает малобюджетная авиакомпания – компании-дискаунтеры, предлагающие дешевые билеты с небольшим набором услуг на борту. В последние годы они были движущей силой европейской авиации. Так, компания-дискаунтер Ryanair в 2000 году перевезла всего 7 млн пассажиров, а в 2006-ом перевезет уже более 35 млн. Ее основной конкурент – EasyJet -- за тот же период увеличил пассажирооборот с 6 до 32 млн человек. Рост конкуренции на европейских маршрутах привел к обвалу цен – национальные авиакомпании, такие как British Airways, Lufthansa, Air France-KLM, были вынуждены резко снизить цены на авиабилеты. Стоимость полуторачасового перелета в европейских странах сегодня зачастую дешевле аналогичной по продолжительности поездки на поезде, что привлекает все новых пассажиров.
Однако росту авиации в Европе противятся группы по охране окружающей среды, полагающие, что авиация наносит непоправимый ущерб, ускоряя глобальное изменение климата. Хелен Грин, активист неправительственной организации GreenSkies Alliance (“Альянс зеленых небес"), рассказала «Эксперту Online», что «решение Европарламента является очень важным, поскольку вынудит многих пассажиров отказаться от "ненужных" полетов и замедлит рост температуры атмосферы. Ведь значительная часть полетов, которая совершается сегодня, не является жизненно необходимой. А в туристические поездки европейцы могут отправляться менее экологически вредными видами транспорта, например, железнодорожным».