Комитет гражданской авиации не подтвердил «Эксперту Казахстан» информацию о возможном присоединении страны к списку государств, готовых выплачивать специальный экологический сбор за осуществление авиаполетов в страны ЕС. На запрос издания в комитете ответили, что, являясь государственной организацией, они не уполномочены давать рекомендации властям страны и другим государственным структурам о необходимости присоединения к европейским авиастандартам.
Серик Мухтыбаев, заместитель председателя комитета гражданской авиации, отметил, что введение экологического сбора — это прерогатива стран ЕС; Казахстан пока что не принимал такого законодательства, поэтому говорить о том, что казахстанские авиакомпании будут платить экосбор, преждевременно и неправильно.
Представитель Министерства транспорта и коммуникаций, пожелавший остаться неназванным, заявил, что сейчас в рядах Минтранскома идет ожесточенная борьба между сторонниками присоединения Казахстана к европейским нормам и теми, кто выступает против.
«Этот вопрос расколол специалистов на два лагеря: кто-то за, так как это покажет желание Казахстана интегрироваться в экономическое пространство Европы; кто-то считает, что это слишком дорого станет для авиакомпаний, и они выступают с позиции сбережения денег», — сказал он.
В департаменте по связям с общественностью национального авиаперевозчика АО «Эйр Астана» назвали ввод экологических сборов в пользу ЕС несправедливым, а методику расчета выбросов парниковых газов некорректной, поскольку все авиакомпании будут вынуждены оплачивать их даже за пределами ЕС.
«Так, например, рейсы в Европу, выполняемые “Эйр Астаной”, большую часть пути пролегают над территорией Казахстана, России и других стран, не входящих в ЕС, но для расчета выбросов парниковых газов будут использоваться данные за весь полет. Хотелось бы отметить и тот факт, что введение такого налога увеличит расходы компании, которые и так растут в связи со значительным увеличением цен на авиатопливо», — отметили в департаменте по связям с общественностью компании.
Со своей стороны, авиакомпания принимает меры по сокращению выбросов в атмосферу путем модернизации авиапарка, установки винглетов, снижения веса воздушных судов, рационального планирования полетов. В «Эйр Астане» считают, что осуществление экосборов в пользу ЕС негативно скажется на деятельности авиакомпаний Казахстана, то есть «приведет к увеличению расходов, что в конечном итоге ляжет на плечи потребителей».
Напомним, что с 1 января 2012 года на территории ЕС начала действовать директива 2008/101/EC, предусматривающая особый режим контроля над выбросами углекислого газа, производимыми авиакомпаниями при перелете над территорией ЕС. Это положение распространяется не только на компании из государств — членов ЕС, но и на зарегистрированные вне Европейского союза.
Директива была принята ЕС формально, для исполнения своих обязательств по Киотскому протоколу, и является частью механизма торговли квотами на выбросы в атмосферу. Однако авиационное сообщество во многих странах мира отреагировало негативно, посчитав, что, таким образом используя чувствительную экологическую тематику, в ЕС пытаются решать возникшие после кризиса экономические проблемы.
Главным механизмом стимулирования сдачи экосбора на сегодня является «черный список» ЕС в отношении некоторых авиакомпаний других стран, запрещающий полеты над территорией союза. В этот список входят все авиаперевозчики РК, кроме национального перевозчика, которому разрешено ограниченное число полетов.