По словам Валентина Сергиенко, ученые ДВО РАН побывали в Японии сразу же после аварии на АЭС «Фукусима» 11 марта 2011 года. После этого в течение года силами институтов ДВО РАН проводились различные исследования. «По воле всевышнего все потоки загрязнений ушли в Тихий океан. Сегодня, год спустя, мы можем повторить: для российского Дальнего Востока реальной угрозы радиационного загрязнения нет, – заявил академик Сергиенко. – Это не значит, что проблема "Фукусимы" не стоит внимания: мы ею занимались, занимаемся и будем заниматься. Намерены продолжать отслеживать ситуацию в Японском, Охотском морях, а также в прилегающих к российским берегам районах Тихого океана». По словам академика, японской стороной в рамках ликвидации последствий аварии может быть использован опыт Института химии ДВО РАН по переработке жидких радиоактивных отходов (соответствующие переговоры ведутся с японской компанией Toshiba).
В первые месяцы после аварии различными экспертами высказывались опасения по поводу возможного заражения рыбы, добываемой в Тихом океане. Как считает кандидат технических наук, заведующий лабораторией ядерной океанологии Тихоокеанского океанологического института ДВО РАН Владимир Горячев, опасаться радиационного загрязнения рыбы не стоит: «Чтобы биологический объект накопил в себе радионуклиды, нужно время, а в данном случае места добычи и нереста промысловых рыб значительно удалены от района аварии». Существенные концентрации радионуклидов могут накопить в себе малоподвижные объекты – моллюски или водоросли, но и здесь речь идет только об акватории, непосредственно примыкающей к району АЭС «Фукусима».
На таможнях Дальнего Востока в течение последнего года не раз выявлялись «фонящие» автомобили, импортируемые из Японии. Их приходилось дезактивировать или возвращать обратно. Однако, как заверяет генеральный консул Японии во Владивостоке Нобуаки Ито, все дело в российских стандартах радиационной безопасности, которые строже японских; да и отклонения упомянутых авто от нормы были незначительными – даже натуральный гранит «фонит» сильнее. Генконсул заявил, что все вывозимые из Японии автомобили проходят радиационный контроль и являются безопасными. Руководитель департамента международных дел Японского атомного промышленного форума Кита Томохико, со своей стороны, считает, что сокращение рядом стран объема импорта японских товаров безосновательно. По его оценке, за пределами 20-километровой зоны отчуждения вокруг АЭС никакой опасности нет.