У красноярцев праздник. Ровно год минул с начала массовых протестов горожан против размещения в пригороде столицы Восточной Сибири «яд-завода» — иначе здесь не называют Енисейский ферросплавный завод (ЕФЗ), который планировала запустить компания ЧЕК-СУ.ВК из соседней Кемеровской области. И пока они добились своего. Несмотря на положительное заключение Главгосэкспертизы и наличие солидного финансового партнера проекта, Внешэкономбанка, стройка заморожена. Власти Емельяновского района, на территории которого находится промплощадка завода, наложили запрет на строительство, ЧЕК-СУ.ВК ведет с переменным успехом судебные тяжбы, власти города и края встали целиком на сторону горожан, разорвав в одностороннем порядке рамочные трехсторонние соглашения между компанией, краем и ВЭБом о поддержке проекта.
Однако победа над заводом, объединившая чуть ли не треть взрослых жителей миллионного Красноярска (под обращением в адрес Владимира Путина о недопустимости строительства ЕФЗ собрана 181 тыс. подписей), сильно похожа на Пиррову. Она уже нанесла тяжелый, едва ли поправимый в обозримой перспективе урон инвестиционному имиджу края, и это при том, что потенциальное негативное воздействие ЕФЗ на экологию города не превышает 1% от нынешнего, действительно неутешительного уровня атмосферных загрязнений города.
Гнев горожан умело канализирован активистами протестов именно против ЕФЗ, тогда как и алюминиевый завод, и угольные ТЭЦ продолжают спокойно работать, а общественные слушания по поводу проекта создания в Железногорске под Красноярском международного хранилища отработанного ядерного топлива прошли на редкость спокойно и закончились фактически одобрением проекта.
Как и почему популистская истерика опрокинула один из крупных инвестиционных проектов, действительно нужных российской металлургии? Есть ли какие-то разумные варианты разрешения патовой ситуации вокруг проекта? Какие уроки должны извлечь из этой драматической и, увы, прецедентной истории другие индустриальные инвесторы?
Вернуть стальной суверенитет
ЗАО ЧЕК-СУ.ВК было зарегистрировано в апреле 2002 года в Междуреченске Кемеровской области двумя российскими бизнесменами, Виктором Хроленко и Георгием Рамзайцевым (сейчас оба эти джентльмена и одно юридическое лицо — ЗАО «Альянс» — владеют компанией в равных долях), специально под разработку темы марганцевых ферросплавов. Марганцевые сплавы (ферромарганец, силикомарганец) для металлургии — это как дрожжи для хлебопечения, без этих легирующих добавок принципиально невозможна выплавка качественных сталей. Добавление марганца повышает твердость стали, ее антикоррозийные свойства и устойчивость к разрыву. По неумолимой воле истории с географией после распада СССР вся находившаяся в разработке марганцевая сырьевая база (месторождения и ГОКи) оказалась за пределами России — на Украине, в Грузии и Казахстане. В результате сегодня мы вынуждены импортировать марганцевый концентрат из Казахстана, ЮАР и некоторых других стран на собственные плавильные мощности. Докупаю