Все ведущие мировые державы, включая Китай, готовятся к интенсивному освоению Арктики. Их привлекают не только гигантские запасы углеводородов в заполярных землях и на шельфах северных морей, но и возможность использовать Северный Ледовитый океан как новый логистический маршрут — кратчайший путь из стран Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу и Северную Америку. Однако Арктика — это не только углеводороды и Северный морской путь. Это еще и огромный резервуар пресной воды, которая через несколько десятилетий может стать даже более востребованной, чем нефть и газ; десятая часть мировых запасов рыбы и дом для коренных малочисленных народов Севера. Поэтому обеспечение экологической безопасности при индустриализации Арктики — важнейшая задача всех имеющих к ней отношение государств и регионов.
Договориться «на берегу»
«При всей суровости образа Арктики она обладает самой хрупкой экосистемой на нашей планете. Цена невнимательного, беспечного отношения к ней очень высока. Последствия могут быть чрезвычайно серьезными», — обозначил приоритеты российской политики в отношении индустриализации арктических территорий президент России Владимир Путин, выступая на международном форуме «Арктика — территория диалога» осенью 2011 года.
Жесткие стандарты экологической политики должны быть едины на всех заполярных территориях — и на Ямале, и на Аляске, и в Исландии. Потому что авария, например, китайского танкера с норвежской нефтью, следующего по Севморпути, может иметь очень болезненные последствия для всех стран циркумполярного региона. Именно поэтому весной нынешнего года Совет безопасности РФ при поддержке правительства ЯНАО провел в Салехарде первую международную встречу высоких представителей государств — членов Арктического совета, направленную на совместный поиск путей по обеспечению техногенно-экологической безопасности в Арктике.
На встрече представителей России, Канады, Финляндии, Исландии, Дании, Швеции, Норвегии, США и стран-наблюдателей обсуждались перспективы международного сотрудничества в области предотвращения чрезвычайных ситуаций в Арктике, обеспечение безопасности мореплавания и экологической безопасности Северного морского пути, а также вопросы ресурсного освоения Арктики и сохранения арктических экосистем. «Надо договариваться “на берегу” и выходить в Арктику согласованно — с самыми передовыми экологическими технологиями добычи и транспортировки нефти и газа, с пунктами предотвращения чрезвычайных ситуаций, совместными программами защиты окружающей среды, спасения людей... По всем этим направлениям мы имеем огромный позитивный опыт работы в высоких заполярных широтах и готовы им поделиться. Уверен, что в данном вопросе конкуренции быть не должно, и все лучшее должно применяться комплексно всеми странами», — убежден губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин.
При этом очевидно, что и Россия, и Ямал будут отстаивать на международной арене именно свои интересы и свое понимание путей наиболее безопасного и эффективного освоения Арктики. «Для России и ее