Арктика долгие годы была закрытым клубом пяти государств, имеющих непосредственный выход в Северный Ледовитый океан. Россия, Норвегия, Дания (благодаря Гренландии), Канада и США делили сушу и океан, укрепляли свои рубежи и искали богатые месторождения. Ледовитость океана влияла и на градус споров: запасы и транзитные возможности Арктики были и остаются замороженными в буквальном смысле. Но раздел шкуры неубитого медведя продолжается.
Новую волну споров спровоцировал Китай, провозгласив себя «околоарктическим» государством и разработав собственную арктическую стратегию. С помощью финансовых вливаний в регион и научных экспедиций Пекин вступает в борьбу за водные и подводные ресурсы Севера. Выход на арктическую арену нового амбициозного игрока разрушает и без того хрупкий статус-кво в полярных широтах.
Китай — Азия или уже Арктика?
В январе 2018-го Китай опубликовал первую Белую книгу о госполитике в Арктике, где заявил, что «географически является страной, ближайшей к Северному полярному кругу», а значит, представляет собой «околоарктическое» (near-Arctic) государство. Столь нетривиальное в географическом смысле заявление вызвало у многих наблюдателей оторопь. Некоторые страны выразили свое недовольство открыто: «Кратчайшее расстояние между Китаем и Арктикой — 900 морских миль. Есть только арктические и неарктические страны. Никаких других стран нет», — ответил Пекину госсекретарь США Майк Помпео. Однако Китай продолжает расширять собственную арктическую политику, невзирая ни на какие отповеди.
В июле 2019 года был сдан в эксплуатацию китайский ледокол Xuelong-2 («Снежный дракон — 2»), разработанный в партнерстве с финской компанией Aker Arctic. В составе китайского флота это уже второй ледокол: первый Xuelong был переоборудован из украинского грузового судна и с 1994 года совершил девять экспедиций в Арктику и 22 экспедиции на Южный полюс. В 2017 году он впервые прошел через центральный фарватер Северного Ледовитого океана. Оба «дракона» — ледоколы не атомные, но способны преодолевать полутораметровые льды, они предназначены для морских исследований и наблюдений и будут ходить к обоим полюсам.
Первая составляющая интереса Китая к Арктике — запасы полезных ископаемых, в особенности углеводородов. Сегодня Китай потребляет чуть более 200 млрд кубометров газа в год, из которых импортирует 40%. Правительство КНР планирует сокращать потребление угля и нефти, поэтому к 2020 году цифра вырастет до 260–300 млрд кубометров. В Арктике сосредоточено около 13% мировых неразведанных запасов нефти и более 30% запасов природного газа, не считая других полезных ископаемых. Упускать из виду такой перспективный регион Китай не собирается.
Вторая северная мечта Пекина — новые транспортные пути. Китайские торговые и научные суда исследуют трассы Северного морского пути вдоль российских берегов, канадский Северо-Западный проход и думают, возможно ли ходить напрямую через Северный полюс через воды открытого моря.
Китай активизировался в Арктике после 1993 года. Пер