Чтобы защитить москвичей от ставшего уже привычным тяжелого воздуха власти столицы принимают самые разнообразные меры. Предыдущий городской голова прославился тотальным выносом промышленных предприятий за пределы города (в Москве их осталось не более сотни), но делу это не помогло. Сегодняшние хозяева мэрии ограничиваются тем, что внедряют на «выживших» производствах единую систему мониторинга воздуха. Однако более 90% воздействия на атмосферу столицы оказывают автомобильные выхлопы, поэтому решение экологической безопасности Москвы возможно лишь с переходом на стандарт топлива Евро-5 и выше.
По последним данным Росстата (за 2013 год), Москва остается вторым после Норильска городом с наиболее сложной экологической ситуацией. В среднем в черте города в атмосфере остается 995,4 тысяч тонн в год различных веществ. По данным Минприроды, если в среднем по стране 58 процентов городского населения испытывают воздействие высокого и очень высокого уровня загрязнения воздуха, то в Санкт-Петербурге и Москве – сто процентов.
Меньшая из бед
На долю промышленных предприятий, которых в столице даже с учетом Новой Москвы осталось не более 100, приходится всего 7% нагрузки на окружающую среду. Заводские трубы видно издалека, и случись что – грешат именно на них. При сегодняшнем минимальном уровне влияния на атмосферу, промпредприятия остаются в фокусе внимания надзорных служб и общества благодаря возникающим с завидным постоянством эксцессам (наверное, хуже периодических неприятных запахов в разных районах города только летний смог от горящих подмосковных лесов, который каждое второе-третье лето накрывает столицу целиком). Однако современные системы контроля до сих пор установлены не на каждом предприятии, что затрудняет расследование происшествий и установление виновных. Яркий пример – сероводородное облако, появившееся над центром и югом Москвы в ноябре прошлого года (первые сообщения о неприятном запахе и данные наблюдений «Мосэкомониторинга» о загрязнении атмосферы появились утром 10-го ноября). Когда к полудню количество жалоб на загрязнение воздуха резко возросло, отреагировал МЧС столицы, поспешив заявить об аварии на МНПЗ. Однако информация оказалась ошибочной. Позднее Ростехнадзор установил непричастность Московского НПЗ к происшествию, равно как и отсутствие сбоев и аварийных ситуаций на заводе. До сих пор под подозрением находятся около 30 предприятий, но установить виновного со временем становится все сложнее. Возможно, отчасти экологам помогут данные метеорологов. По их сведениям, всю первую половину дня 10 ноября (пик нагрузки на атмосферу) в центр Москвы воздух двигался не с Юга или Юго-Востока, а с Северо-Запада, Северо-Востока и Востока.
«Несмотря на двойную систему мониторинга атмосферы столицы, в воздухе установить источник превышения допустимой концентрации веществ намного сложнее, чем в воде, - говорит Михаил Локощенко, доцент кафедры метеорологии и климатологии географического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. – Выход может быть один – тотальная установка системы мониторинга на всех предприятиях города. Как только будет выброс вредных веществ, система ее зафиксирует, и экологи уже будут точно знать источник утечки».
В какой-то мере решить проблему позволит объединение всех московских предприятий в глобальную систему мониторинга окружающей среды, которая позволит вести онлайн-контроль за воздействием на атмосферу всех важных производств. Но эти планы «Мосэкомониторинга» совместно с мэрией Москвы удастся реализовать в лучшем случае к 2017 году, пока к системе присоединились только 58 предприятий города. 58-ым предприятием как раз оказался Московский НПЗ, который в рамках завершения первого этапа модернизации в начале апреля запустил систему мониторинга на всех своих объектах. Система стала частью общегородской системы контроля экологической обстановки в Москве и дает возможность природоохранным органам столицы и всем заинтересованным горожанам в режиме реального времени получать информацию о состоянии атмосферы. Данные с 8 ключевых установок завода попадают в автоматизированную систему, которая каждые 20 минут передает их в «Мосэкомониторинг». Таким образом, за показателями датчиков могут следить все желающие на сайте организации.
«Завод заинтересован в том, чтобы быть прозрачным, - говорит заместитель директора ГПБУ «Мосэкомониторинг» Евгений Никитич. - Приборы установлены на объектах, которые не завод, а мы определили. Вокруг завода также достаточно систем, контролирующих качество воздуха».
По словам руководителя столичного департамента природопользования и защиты окружающей среды мэрии Москвы Антона Кульбачевского, новая столичная система мониторинга воздуха - предельно прозрачна, поскольку показатели датчиков попадают сразу же на сервер службы «Мосэкомониторинга».
«Я надеюсь, что пройдет несколько лет и в Москве не останется предприятий, которые были бы для нас непонятны. Мы будем контролировать все трубы предприятий, которые осуществляют выбросы в атмосферу, - сказал Кульбачесвский. - Это проводится в рамках новой экологической политики, основанной на открытости информации».
Конечно, от внештатных ситуаций на производстве не спасет никакая система мониторинга, однако установившие ее предприятия автоматически попадают под полный контроль. Главная задача – обеспечит безопасность производства, как минимум повсеместно внедряя стандарты производства ISO 9000.
Здоровая конкуренция
Между тем главная экологическая проблема Москвы – выхлопные газы автомобилей – остается нерешенной. Исследования НИИ нормальной физиологии еще два года назад показывали, что в Москве около 93% нагрузки на атмосферный воздух дает автомобильный транспорт. В 150 городах России — среди них на первом месте Москва – нередко концентрация автомобильных выхлопов превышает ПДК в 10—20 раз.
Тем временем в столице регулярно переносят сроки введения обязательного экологического стандарта Евро-5 для всех производимых и продаваемых бензинов. Экологические стандарты для автомоторного топлива стали вводить в США, Европе и Японии еще с 1995 года, когда впервые был утвержден стандарт «Евро-2» для продаваемого топлива. В 2000-м году были введены нормы «Евро-3», которые обеспечивали снижение опасных веществ в выхлопах автомобилей в несколько раз. В Европе большинство стран в текущем 2015 году уже переходят на «Евро-6».
В России до сих пор действует допустимый уровень для моторного топлива «Евро-3», а в Москве – «Евро-4». Первыми среди российских регионов инициировали полный переход на «Евро-5» в Подмосковье. Как пояснили в Минэкологии области, решение поднять стандарт качества топлива в Подмосковье до уровня «Евро-5» принято в связи с планировавшимся переходом всей страны в 2015 году на топливо класса «Евро-4»: «Принято решение дополнительно повысить качество бензина в области, поскольку в нашем регионе и в столице высокая концентрация выхлопных газов», - пояснил представитель ведомства.
Однако проект постановления правительства Подмосковья, запрещающего продажу топлива классом ниже «Евро-5», еще не принят и сейчас проходит антикоррупционную экспертизу. В Московскую областную думу были поданы поправки в закон «Об охране окружающей среды», которые предполагают штрафы за производство и оборот топлива классом ниже «Евро-5» (для должностных лиц они составят 50 тысяч рублей, для юридических - 400 тысяч).
Но все-таки проблема автомоторных газов более актуальна для столицы. По данным агентства «Автостат», в 2014 году в Москве количество автотранспорта выросло на 5% по сравнению с 2013 годом. Общие число транспортных средств приближается к 4,5 млн единиц. При этом Москва признана в Европе лидером по количеству и продолжительности пробок на дорогах (за столицей России следуют Стамбул и Варшава).
«В Москве проблема обостряется в связи с пробками, поскольку медленно движущийся автомобиль дает больше выхлопов, - говорит технический директор ассоциации независимых лабораторий «ТестЭко», эколог Александр Кукса. – Поэтому с ростом числа автомобилей в Москве будет становиться все труднее дышать, особенно в безветренную погоду».
Впрочем, проблемой экологичности автомобилей уже озаботились в Мосгордуме. 21 апреля на комиссии по экологической политике Москвы обсудили влияние столичного транспорта на окружающую среду и здоровье граждан.
«Мы также начнем обсуждать переход для столицы на стандарты топлива «Евро-5», поскольку польза от установления действующего порога для моторного топлива – класса «Евро-4» очевидна, как и начало производства «Евро-5» на МНПЗ, - поясняет председатель комиссии в экологии Мосгордумы Зоя Зотова. – В Европе уже появляется стандарт «Евро-6», поэтому мы готовы заложить в экологическую стратегию Москвы до 2030 года регулярное повышение экологически стандартов для столичного транспорта» (упомянутый МНПЗ, который обеспечивает 40% потребности Москвы в бензине и 50% - в дизтопливе, еще с 2013 года производит топливо только класса «Евро-5»).
По данным «Всероссийского НИИ по Переработке Нефти», рост спроса в России на бензин увеличится с 338,2 млн т/год в 2005 году до 366,1 млн тон в 2015 году и к 20-му году достигнет 382,5 млн. Основной рост потребления прогнозируется в Москве. Следовательно, без введения «Евро-5» столица начнет в прямом смысле задыхаться. Возможно, московские депутаты подвигнут правительство столицы к тому, чтобы конкурировать с коллегами из Московской области за сроки введения самого экологичного класса топлива. И это будет в прямом смысле слова здоровая конкуренция.