Группа компаний «Рики», в состав которой входит анимационная студия «Петербург», выпускающая мультсериал «Смешарики», выкупила контрольный пакет студии «Аэроплан», владеющей «Фиксиками» — другим популярным мультбрендом. Сумму сделки участники не раскрывают, но, по оценке главы люксембургского офиса консалтинговой KRK Group Никиты Рябинина, речь может идти о 300–350 млн рублей. Это первая сделка по консолидации российских анимационных активов, и она должна упрочить лидерство «Рики» на отечественном рынке, где компания планирует через пять лет занять долю около 20%, а также подготовить почву для более активного продвижения на рынки внешние.
«Цель этой консолидации — укрепить наши позиции, выходить на рынок уже с двумя хедлайнерами, “Смешариками” и “Фиксиками”, чтобы эффективнее продвигать эти проекты во всех каналах коммуникации, в том числе при работе с розницей, что очень важно для лицензионных партнеров», — заявил «Эксперту» Илья Попов, генеральный продюсер и основатель «Рики». По его мнению, времена, когда можно было работать с одним брендом и оставаться успешными, уходят в прошлое, поскольку студии в стране находятся в конкуренции не столько между собой, сколько с международными компаниями, которые выходят на рынок с большими, крепкими каталогами.
Объем мирового рынка анимационной продукции превышает 250 млрд долларов в год, из них только несколько процентов приходится на Россию, однако наш рынок один из самых быстрорастущих. «Если в 2011 году он составлял 2,3 миллиарда рублей, то в 2018-м — уже 7,4 миллиарда, то есть увеличился более чем в три раза, а ежегодный прирост можно оценить на уровне 20 процентов», — констатирует Юлиана Слащева, председатель правления киностудии «Союзмультфильм» и председатель правления Ассоциации анимационного кино (АКК). В ассоциации видят, что спрос на визуальный анимационный контент постоянно растет: его ждут в кинотеатрах, сетевых digital-проектах, на ТВ, ОТТ-платформах, а значит, неизбежна консолидация не только студий, но и других различных направлений креативной индустрии: игрового, дизайнерского, создания технологий дополненной реальности.
Попали в хорошие руки
По словам Ильи Попова, еще в 2011 году «Рики» стала основным инвестором проекта «Фиксики», вложив в него три миллиона долларов, и помогла ему эффектно стартовать. С продюсером «Аэроплана» Георгием Васильевым была договоренность о том, что через пять лет «Рики» выкупит его долю в компании, но из-за кризиса в стране этот план удалось реализовать только теперь. Сопоставляя присутствие двух компаний на рынке контента и на лицензионном рынке, Илья Попов приходит к выводу, что «Рики» в два с половиной раза крупнее «Аэроплана», то есть за счет сделки мощности «Рики» увеличатся на треть. Причем это не механическое объединение, а попытка добиться творческой и технологической синергии. «Мы будем искать пути максимального объединения ресурсов, чтобы задействовать творческий и производственный потенциал двух студий, но при этом “Фиксики” останутся проектом “А