Совместное использование автомобилей — вид шеринговой экономики, который уже совсем скоро будет исчисляться сотнями миллионов активных пользователей. Расходы на автомобиль для среднестатистического домохозяйства традиционно считаются вторыми по значимости после трат на недвижимость, и в ряде случаев «шерить» автомобиль сейчас уже выгоднее и удобнее.
Исторически услуги аренды автомобилей возникли чуть ли не с момента появления «самодвижущихся повозок» в конце XIX века. Но о том, чтобы предоставлять автомобиль в краткосрочную аренду на срок от нескольких минут, стали задумываться в конце 1940-х. Один из первых экспериментов с таким сервисом был зафиксирован в швейцарском Цюрихе в 1948 году. Настоящий же бум в этой сфере начал происходить в начале 2010-х, когда подобные услуги стали по-настоящему удобными и доступными благодаря развитию платформ.
Сегодня, по данным международной аналитической компании Movmi, каршеринговые услуги распространены в 59 странах мира (30% всех государств), более чем в трех тысячах городов, в этом бизнесе в общей сложности задействовано 236 компаний, работающих в качестве каршеринговых операторов. В целом каршеринг сейчас развивается по трем основным бизнес-моделям: самая старая и по-прежнему распространенная (например, в США) — каршеринг station based, то есть принадлежащий компании автомобиль можно брать и возвращать на определенные стоянки. Второй, более удобный и перспективный вид — каршеринг free-floating: в этом случае машину можно оставлять в любом месте, например в черте мегаполиса. И третья модель — сервисы peer-to-peer, когда уже сами владельцы могут сдавать в аренду свой автомобиль через интернет-платформы.
Самым многочисленным и перспективным видом каршеринга считается free-floating: по данным Berg Insight, число совместно используемых таким образом автомобилей в мире сейчас составляет порядка 400 тыс. единиц, а к 2023 году их число увеличится втрое, до 1,2 млн (см. график 1). При этом если сейчас в мире пользуются каршерингом порядка 55 млн человек, то к 2023 году это число увеличится более чем в четыре раза, до 227 млн. Москва стала мировым лидером в совместном пользовании автомобилями по модели free-floating: в 2019 году в российской столице парк каршеринговых машин достиг 30 тыс. штук, это вдвое больше, чем в 2018-м (см. график 2). Ранее конкурентами Москвы по этому показателю считались Токио, Пекин и Шанхай, где парк каршеринга пока не превышает 20 тыс. автомобилей.
Бурный рост автомобильного шеринга связан с тем, что он экономически выгоден. Ведь очень часто 90–95% времени личная машина стоит без дела под окном, при этом она стареет, теряет в цене, владельцу приходится оплачивать страховку, обслуживание, налоги. Последние исследования говорят, что в мегаполисах пользоваться каршерингом выгоднее, правда, пока при годовых пробегах ниже среднего, то есть до 15–17 тыс. км (среднегодовой пробег автомобиля в России сейчас составляет 17,5 тыс. км). Например, согласно недавним подсчетам «Яндекса», проведенным с