Аренда вещей в системе отечественного шеринга занимает последнее место по объему транзакций — около 220 млн рублей в год (см. график), это примерно десятая часть средств, которые тратятся на прокат автомобилей. Вместе с тем рынок проходит те же этапы, что в свое время каршеринг.
Основные категории, пользующиеся наибольшим спросом в шеринге вещей, — электроника, товары для спорта и активного отдыха, одежда. Например, на первом месте по круглогодичному спросу — все, что касается впечатлений напрокат: фото, видео, игровые приставки и гаджеты. На втором месте — спорт, активный отдых. Вне сезона берут спортивные тренажеры для дома. Летом предпочитают яхты, лодки, палатки, зимой — коньки и горнолыжное оборудование. Кроме того, стабильным спросом пользуются детские товары, прежде всего автокресла, коляски. Берут в аренду декор и оборудование для проведения мероприятий, карнавальные костюмы. Среди девушек самая популярная категория — одежда, хит — вечерние платья. В аренде такие клиентки видят понятную для себя экономию: платье в рознице может стоит 50 тысяч рублей, а они берут его всего за пять тысяч. Молодые мужчины часто берут в аренду строительные и садовые инструменты. Например, «болгарка» напрокат стоит 250 рублей в сутки, в рознице аналогичный инструмент может стоить восемь-десять тысяч рублей.
Три наиболее популярные причины, которые называют сами потребители, когда обращаются в сервисы по аренде вещей, — желание сэкономить, удобство пользования и социальная ответственность. Основная целевая аудитория — все те же миллениалы. Впрочем, по мнению генерального директора ТИАР-Центра Антона Губницына, один из основных трендов экономики совместного потребления в России, зафиксированный в прошлом году, — взросление аудитории: специализированными шеринговыми сервисами все больше пользуются люди в возрастной группе 40+. Аренда вещей популярна в Москве и Санкт-Петербурге. В небольших городах чаще развито «соседство», когда люди разрешают пользоваться своими вещами бесплатно.
Как правило, шеринг вещей интересен представителям среднего класса. «Сначала у нас была ошибочная гипотеза: мы думали, что наши пользователи — люди, у кого доход ниже среднего, которым нужно сэкономить. Но оказалось, что это не так. Именно людям со средними доходами и выше среднего считают, что выгоднее получить от вещи полезную функцию, нежели обременять себя владением», — говорит сооснователь сайта объявлений по аренде вещей Next2U Екатерина Крайванова.
Во многих случаях аренда вещей — это больше впечатления, удовольствие и повышение качества жизни потребителей. «По нашему сервису мы видим, что спрос растет на более дорогие товары, но это не вещи первой необходимости. Весы для новорожденных, детская качалка или манеж хоть и являются товарами повседневного спроса, но теоретически без них можно обойтись. Или инструменты: условно говоря, человек может купить какую-то непонятную дрель за тысячу рублей, а может за эти деньги взять в прокате хорошую качественную дрель», — рассказывает соос