В строительной индустрии процесс импортозамещения в целом завершился — таково общее мнение многих девелоперов и экспертов.
Начались эти сдвиги в 2014 году, когда из-за девальвации рубля строительные компании стали искать возможности сократить издержки на закупки стройматериалов и логистику и перейти на российский продукт. Кроме того, на государственном уровне был взят курс на импортозамещение, а производители стройматериалов благодаря низкому курсу национальной валюты начали наращивать экспортные поставки. Сегодня девелоперы говорят, что после 2014 года у многих исчезли «притязания» на использование импортных отделочных материалов.
Что касается базовых стройматериалов (цемент, бетон, кирпич, серийные ЖБИ, стеновые бетонные блоки и др.), то здесь никогда и не было существенного присутствия импортной продукции.
В инвестиционно-консалтинговой компании «СМ Про» приводят такие данные: доля импорта строительных материалов в РФ в потреблении — от нуля до 10% в зависимости от позиции. К примеру, в 2018 году ввоз цемента в Россию сократился на 24%, до 1,5 млн тонн. Основные поставщики цемента в РФ (85% всего импорта) — Белоруссия и Казахстан. Доля импортного цемента в общем объеме потребления составила 2,9%. По железобетонным изделиям и конструкциям доля импорта составила 0,6%, по теплоизоляционным изделиям — 1,8%, по стеклу — 10% (при доле экспорта около 30%). Аналитики «СМ Про» считают, что по всем базовым материалам в стране достаточно мощностей для удовлетворения потребности строительной индустрии до 2025–2030 годов и для выполнения планов, обозначенных в «Стратегии развития отрасли строительных материалов». Согласно стратегии, доля ввоза в страну базовых стройматериалов должна снизиться до 2,5% в 2020 году (в 2018-м она составляла 2,7%).
Например, на рынке изоляционных строительных материалов импортозамещение, по мнению Сергея Колесникова, совладельца компании «Технониколь» (производит разные виды изоляции и кровли), произошло уже десять лет назад. В сегменте монтажной пены российские производители буквально за последние два-три года сумели добиться паритета с импортными продуктами. «Пока значительная доля импорта сохраняется в строительной химии, но ситуация начинает выравниваться», — говорит эксперт.
Девелоперы — за российское
В промышленном строительстве и в мостостроении импортных материалов используется очень мало. В компании «Мостотрест», к примеру, отмечают, что с импортными материалами вообще не работают. Большинство девелоперских компаний тоже утверждают, что в их проектах доля зарубежных компонентов совсем невелика. Так, у группы ПИК для проектов жилья стандарт-класса в деньгах она измеряется десятыми долями процента; по словам Татьяны Рыбкиной, директора по закупкам и тендерам ГК «Самолет», в денежном выражении доля импорта не более 3–5% (компания строит жилье прагматик-класса и объекты социальной инфраструктуры). Директор по стратегическому развитию ГК ФСК Павел Брызгалов добавляет, что работа с российским производителем позволяет и