За шесть лет регионы должны вложить в нацпроекты 4,9 трлн рублей — это 20% всех необходимых на эти проекты инвестиций, но при этом относительно небольшой объем для региональных бюджетов — примерно 6% их расходов за шесть лет. К тому же регионы могут рассчитывать на федеральную помощь: в Минфине поясняют, что остальные средства на реализацию нацпроектов будут перечислены межбюджетными трансфертами из федерального бюджета. В 2019 году на реализацию нацпроектов регионы получат в виде межбюджетных трансфертов порядка 590 млрд рублей.
Таким образом, исполнение нацпроектов не должно лечь непосильным бременем на бюджеты регионов, как это было с исполнением предыдущих майских указов. Тогда регионам пришлось перейти в режим строгой экономии, и несмотря на то, что указы предусматривали рост расходов, на самом деле в реальном выражении расходы стали падать (см. график). Занимать приходилось при этом все больше, и в 2017 году ситуация кое-где стала критической: госдолг отдельных регионов достигал 200% валового регионального продукта. Это вынудило правительство и Минфин пересмотреть региональную бюджетную политику: субъекты получили право на рассрочку по долгам перед казной — в обмен на соблюдение строжайшей финансовой дисциплины.
По итогам 2017 года региональный долг впервые уменьшился, а не вырос, да и дефицит оказался небольшим — 15,5 млрд рублей. В 2018 году консолидированный региональный бюджет впервые стал профицитным: 551 млрд рублей показали 70 регионов, и лишь 15 остались дефицитными с отрицательным итогом 59 млрд рублей.
На самом деле денег у регионов сейчас еще больше — около двух триллионов рублей. «По итогам 2018 года на счетах регионов появились остатки, приблизительно оцениваемые в два триллиона рублей. Но стоит понимать, что две трети этих денег — депозиты, которые принадлежат лишь нескольким субъектам, — поясняет Илья Цыпкин, аналитик группы региональных рейтингов Аналитического кредитного рейтингового агентств (АКРА). — Это те профициты, которые не были использованы на погашение долга по разным причинам. У кого-то невысокие ставки по кредитам и гасить их невыгодно, у кого-то то долг представлен облигациями и выкупить их трудно». Деньги, полученные сверх бюджета, «неокрашенные» — по ним нет указания, на что их можно потратить, регионы вольны распорядиться ими по своему усмотрению. И несмотря на пристальное внимание к исполнению национальных проектов, вряд ли эти деньги пойдут на дополнительное их финансирование. Скорее всего, за счет этих средств будут латать оставшиеся дыры в бюджетах.
Помощь — понятие растяжимое
В прошлом цикле снижения региональных расходов больше всего пострадали образование и здравоохранение. По всей стране то и дело появляются жалобы граждан на ставшие недоступными медицинские услуги и школы, число которых из-за оптимизации значительно сократилось. С 2016 года расходы регионов в реальном выражении наконец-то начали расти, и в 2019 году они впервые превысят уровень 2012 года — в числе прочего благодаря нацпроектам.
В п