В конце прошлого года министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области объявило аукционы на «оказание услуг по предоставлению кредитных ресурсов на финансирование дефицита областного бюджета и погашение государственных долговых обязательств» (всего 16 лотов на общую сумму 650 млн рублей). Информация была размещена на сайте zakupki.gov.ru 26 декабря.
Если в марте 2012 года долг Рязанской области, по данным Независимого института социальной политики, составлял 16 млрд рублей, то на конец 2012 года он составил уже 17 млрд, а это более 50% доходной части бюджета. В 2013 году долг региона может вырасти до 22,3 млрд рублей, считают в областной думе, а это уже 75% доходной части бюджета (33,6 млрд рублей).
Весной 2012 года похожая ситуация складывалась в Саратовской области — ее долг достиг 35 млрд рублей (это около 70% от собственных доходов области). Но в этом случае эксперты видели причину в сокращении межбюджетных трансфертов: например, в 2010-м объем трансфертов сократился на 23%.
Однако в Рязанской и Смоленской области ничего подобного не наблюдалось, комментирует руководитель региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич.
«Суммарный объем трансфертов в бюджет Рязанской области вырос за последние два-три года, — утверждает Зубаревич. — Немного сократились трансферты на сбалансированность бюджета, так называемая "скорая помощь", но при этом помощь на выравнивание бюджетной обеспеченности росла».
Объем общих безвозмездных поступлений в бюджет Смоленской области также рос, сообщает Зубаревич. Если в 2010 году он составлял 7,2 млрд рублей, то в 2011-м — уже 10,7 млрд. При этом долг Смоленской области в середине 2012 года составил 62% от доходной части бюджета.
«Иногда причина действительно может быть в плохом управлении бюджетом, — считает Зубаревич. — Однако не стоит забывать, что из региональных бюджетов, например, должны повышаться зарплаты учителям, должны решаться проблемы ЖКХ. Комплекс этих задач не покрывается трансфертами — отсюда и происходит увеличение госдолга. Если межбюджетные отношения останутся в таком же состоянии и дальше, то регионы продолжат наращивать долг».
С мнением Зубаревич согласен и заместитель завкафедры региональной экономики НИУ ВШЭ Алексей Скопин. «Федеральные власти не хотят выполнять обещания президента и перекладывают их на региональные власти, — считает он. — У губернаторов в этой ситуации остается только один выход — сокращать бюджетные места и расходы на сокращение бюджетных учреждений, а также наращивать долг».