«Прецедент с Московской областью показал, что в случае, когда величина госдолга достигает критической массы, региону выделяются деньги из бюджета – в случае с МО это было 17 млрд рублей, и бюджет области переводится под управление Минфина», – рассуждает руководитель региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич.
Правительство Саратовской области, кроме всего прочего, ведет переговоры с банками. На этой неделе Сбербанк России одобрил предложение Саратовской области снизить процентную ставку по ранее выданным региону кредитам до уровня не более 10% годовых – до этого она составляла 11%. Из 35 млрд имеющихся долгов 26 млрд – это долг перед Сбербанком.
Неделей ранее, 16 апреля, областное правительство сообщило о достижении договоренности с Минфином России по замещению части банковских займов бюджетными: министерство выделит региону в текущем году 3 млрд рублей, а при условии оперативной подготовки программы оздоровления областного бюджета – еще 2 млрд рублей бюджетных кредитов.
«Меняя тело кредита с коммерческого на бюджетный, мы уходим от части коммерческих банков и будем централизацию свою делать только в Сбербанке для того, чтобы разработать механизмы управления долгами», – заявил на пресс-конференции в понедельник губернатор Саратовской области Валерий Радаев.
Рассуждая о причинах образования такого долга, Зубаревич отмечает, что у малоразвитых регионов соотношение величины долга и собственных доходов, безусловно, больше. Худшее положение по этому показателю – у Мордовии и Костромской области. Из относительно обеспеченных регионов по величине долга лидирует Татарстан (84%), Астрахань и Калининград.
«У всех этих регионов разные причины образования долга, – комментирует Зубаревич. – У Татарстана это расходы на подготовку Универсиады в 2014-м, у Калининграда – вложения в инфраструктуру. В Саратове не было проектов, сравнимых по масштабу с Универсиадой, и не было значительных вложений в инфраструктуру».
Как показывает статистика, причиной закредитованности Саратовской области стали колебания величины бюджетных трансфертов.
Если в кризисном 2009 году она получила на 46% больше трансфертов из федерального бюджета, чем в 2008-м, то уже в 2010-м объем трансфертов сократился на 23%. То есть если за три года бюджетные трансферты регионам в среднем по стране выросли на 47%, то в Саратовской области – всего на 24%.
«Я вижу причину именно в урезании трансфертов, – комментирует Зубаревич. – Теперь Минфин будет вынужден снять с области часть груза – дать бюджетные кредиты и начать более жестко контролировать исполнение бюджета».
Правительство Саратовской области уже представило предварительные предложения о сокращении бюджетных расходов – в частности, предложено оптимизировать компенсационные выплаты транспортным предприятиям за перевозку льготников, сократить ряд областных целевых программ, отложить исполнение ряда бюджетных обязательств и сократить количество чиновников в муниципальных районах.