Утратив связь с традицией, архитектура стала весьма субъективной областью. Даже у архитекторов и критиков одно и то же здание может вызывать и восторженные отклики, и проклятия. Общепринятых критериев оценки практически нет, все решают девелоперы и архитекторы, которые интуитивно вроде как должны понимать, что такое хорошо. При этом многие простые жители чувствуют, что с ростом плотности застройки и высотности городская среда становится все более дискомфортной.
Молодая наука психогеография ставит вопрос иначе: объективность возможна. Тело не врет, его реакции на здания и среду сегодня можно достаточно точно измерить новыми инструментами исследований. В перспективе это открывает возможности для создания архитектуры и городской среды, которая снижает уровень стресса, делает людей более здоровыми и счастливыми, способствует социализации.
Одной из центральных тем прошедшего на днях Московского урбанистического форума стало психическое и ментальное здоровье человека в большом городе. Главным спикером был психолог и нейробиолог, руководитель лаборатории городской повседневности канадского Университета Ватерлоо, психолог и нейробиолог Колин Эллард. Что такое психогеография и за счет чего она в последние годы стала популярна? Как жизнь в небоскребах и плотной городской среде влияет на психику и мозг человека? Почему природные пейзажи и классическая архитектура так приятны нашему глазу? С канадским профессором, написавшим книгу «Среда обитания: как архитектура влияет на наше поведение и самочувствие», мы поговорили об этом и о многом другом.
— Психогеография, нейроурбанистика — эти термины появились совсем недавно. О чем эта наука? Как давно появилась?
— Сам термин «психогеография» имеет интересную историю: он был введен французским писателем и историком Ги Дебором полвека назад. Во Франции психогеография имела политический акцент: в конце 1960-х это была попытка создать городское пространство, которое избавляло бы людей от психологического давления и позитивно влияло на эмоциональное и ментальное состояние человека.
Сейчас психогеография — это наука на стыке психологии, нейросайенс, архитектуры и дизайна городской среды. Она занимается исследованием влияния архитектуры и городской среды на психику, сознание и поведение человека. До последнего времени возможности ученых были ограничены психологическими инструментами: опросы, тесты и тому подобное. Но в последние пять лет произошел прорыв: мы получили возможность объективно замерять различные параметры, связанные с состояниями человека.
— Почему произошел это прорыв? Какие инструменты исследования появились у психогеографов?
— Прорыв обеспечили новые технологии. От нейрофизиологов и медиков мы получили целый спектр инструментов. Например, мы используем обруч, который надевается на голову и регистрирует ритмы головного мозга. Его название — Muse, он был создан канадской компанией Interaxon. Он позволяет измерить уровень когнитивной активности человека, оценить степень его расслабленности. В опытах мы актив