Алтайская компания по производству биологически активных добавок к пище (БАД) «Эвалар» в июле открыла в Бийске первый в России завод полного цикла по производству лекарственных средств растительного происхождения мощностью миллиард таблеток и капсул в год. А уже в следующем году компания планирует открыть аналогичное по мощности производство по выпуску лекарственных препаратов химического синтеза. Компания уже не первый год осваивает производство лекарств, а с вводом в строй нового производства планирует нарастить их оборот в полтора раза и составить конкуренцию известным мировым фармпроизводителям.
Рынок БАДов с прошлого года находится в стагнации, поэтому компания хочет нарастить выручку за счет выхода на растущий рынок дженериков. В ближайшее время из-под патентной защиты выйдут десятки мировых оригинальных блокбастеров, и заработать на производстве их дешевых аналогов стремятся многие фармкомпании. Удастся ли «Эвалару» закрепиться на относительно новом для него рынке со сложными правилами игры, будет зависеть от того, насколько верно будет выбрана стратегия создания и продвижения новых препаратов.
Рынок БАДов стагнирует
В 1991 году старший научный сотрудник бийского оборонного НПО «Алтай» (выпускало топливо для ядерных ракет), а ныне основатель компании «Эвалар» Лариса Прокопьева вместе с коллегами искала способы спасти предприятие, которое пришлось переводить на выпуск гражданской продукции. Начинали с производства жевательной резинки и косметики, завершившегося провалом, затем создали спиртовую настойку сабельника, но обожглись на том, что не зарегистрировали оригинальное наименование и потеряли рынок. Первым успехом был массовый выпуск брикетированных лекарственных трав, ассортимент которых в аптеках тогда был крайне скудным. Преимущество предоставила сама природа Алтайского края, где растет более 400 лекарственных растений. Она же подарила «Эвалару» и первый блокбастер — мумие, лицензию на переработку которого компания получила уже на второй год своего существования. Дальнейший вариант развития бизнеса подсказал истеричный спрос населения на средства для похудения и доминирование «всеисцеляющего» «Гербалайфа». «Эвалар» ответил на это своим первым БАДом — средством для похудения «Анкир-Б», который не только принес кратное увеличение выручки, но и определил дальнейшее направление искавшей свой путь компании, которая уже в 2004 году вышла за ворота НПО «Алтай» и построила свой первый завод в Бийске. Сейчас «Эвалар» — лидер российского рынка (19–20% общего оборота) биодобавок с выручкой за прошлый год свыше 9,8 млрд рублей, портфелем более чем из 270 наименований продукции, собственными плантациями трав, производством БАДов и лекарств мощностью три миллиарда таблеток и капсул, аптечной сетью и выстроенной логистикой, которая охватывает 25 стран мира, куда компания экспортирует биодобавки.
Рынок БАДов в России стабильно рос последние двадцать пять лет, порой достигая 30–40% роста, что намного больше растущего рынка лекарственных средств (в