Малая авиация во всем мире переживает настоящий бум. Только в прошлом году продажи легких самолетов выросли примерно на пять процентов и вплотную приблизились к отметке 2500 единиц. На их приобретение покупатели разных стран потратили свыше 20 млрд долларов. Если такие темпы роста сохранятся, то уже к концу 2027 года мировой рынок воздушных судов подобного класса увеличится более чем на треть и составит 31 млрд долларов. Причем едва ли не половина всего этого спроса придется на США, Мексику и Канаду, где уже сейчас эксплуатируется порядка 300 тысяч легких самолетов. Но если раньше почти все воздушные суда такого класса поставлялись исключительно в готовом виде, то теперь все большую популярность приобретает весьма специфическая схема реализации — продажа так называемого KIT-набора, или комплекта деталей, из которого клиенту самому предстоит собрать самолет или нанять для этого профильных специалистов. Например, в сегменте сверхлегких воздушных судов для частной авиации по такой схеме продано уже более 30 тысяч сборочных комплектов по всему миру. Именно это обстоятельство вдохновило российских летчиков-энтузиастов, которые начали производить в Волгограде сборочные комплекты уменьшенных копий наших истребителей — их предполагается поставлять главным образом на рынок США.
О том, как реализуется этот проект, какие у него есть конкуренты и почему в Америке так востребованы реплики российских военных самолетов, в интервью «Эксперту» рассказал летный директор компании «Аэроконцепт» Андрей Волошин.
— Как появилась сама идея сделать уменьшенную копию нашего истребителя?
— Эта идея родилась почти девять лет назад. Наш тогдашний партнер, владеющий авиашколой в США, предложил сделать легкий самолет для начального обучения пилотов. Ну и, конечно, для личных целей. На первых порах мы разработали летающую модель полтора метра в длину, которая внешне напоминала чешский учебно-тренировочный L-39. Американцы посмотрели и сказали: «Все красиво, прекрасно, но это не маркетинговый самолет. Его можно продать, но это не то, на что вы способны». И тогда мы решили сделать уменьшенную копию истребителя, нечто среднее между МиГ-29 и Су-27. Америка — гигантский рынок для воздушных судов такого класса. Там очень много бывших военных пилотов, которые хотя и вышли на пенсию, но все еще продолжают летать в свое удовольствие. Но вот копий современных истребителей в США нет. Есть реплики военных самолетов времен Второй мировой войны, но эти воздушные суда производят из металла. А мы с самого начала делали свой самолет из композитных материалов, то есть, по сути, из пластика. Так и появился наш двухместный PJ-II взлетной массой всего 1380 килограммов. Прямо перед авиашоу Sun’n Fun во Флориде мы дали ему название Dreamer, или, по-русски, «Мечтатель».
— Американцам понравилось?
— Очень. Они так прямо и сказали: «Это очень похоже на русские самолеты, а их вы делаете всегда замечательно».
— И как оценили перспективы сбыта Dreamer?
— Примерно две тысячи штук — это гарантированная реал