Вoeing временно прекратил сборку самолетов 737 MAX. В американской корпорации сообщили, что соответствующие регуляторы, скорее всего, допустят 737 MAX к полетам не ранее июня или июля этого года, поскольку обнаружена еще одна уязвимость в программном обеспечении этих новейших лайнеров.
Boeing 737 MAX с дальностью полета (в зависимости от модификации) от 6,2 до 7 тыс. км — четвертое поколение самолетов Boeing 737, созданное для замены семейства Boeing 737 Next Generation. «Новейшее семейство самолетов Boeing — 737 MAX 7; 737 MAX 8 и 737 MAX 9 — по преимуществам и популярности обойдет Next Generation, обеспечивая заказчикам непревзойденную топливную эффективность в сегменте узкофюзеляжных самолетов, — говорится на официальном сайте российского представительства Boeing. — Сравнение показателей 737 MAX с показателями парка 100 самых топливно-эффективных современных самолетов выявило, что эта модель сократит выбросы CO2 на 286 тыс. тонн, а сокращение расхода топлива составит почти 200 млн фунтов, что на практике означает более 100 млн долларов экономии на эксплуатационных расходах. Ожидается, что расход топлива 737 MAX снизится на 8% из расчета на кресло в сравнении с потенциальными конкурентами».
Директор аналитического департамента ИК «Фридом Финанс» Вадим Меркулов подчеркнул важность этой проблемы как для самой компании, так и для американской экономики:
— По заявлениям главы Минфина США Стивена Мнучина, приостановка производства Boeing 737 MAX сможет замедлить рост американского ВВП на 0,5 п.п. Это оценка выглядит реалистичной, так как только убытки Boeing в 2020 году составят примерно от 20 млрд долларов. С учетом всех участников производства (поставщиков, рабочих и т.д.) сумма 100 млрд долларов отражает примерное влияние авиаконцерна на экономику США.
Убытки Boeing в основном обусловлены разрывом в одностороннем порядке договора с авиалиниями. В текущем месяце их объем достигнет 8 млрд долларов. В результате за 2020 год у Boeing, скорее всего, не будет прибыли. А если компании придется платить штрафы, взысканные государством, она останется убыточной и в 2021 году.
Россия ждала
Из-за проблем с Boeing 737 MAX вынуждены корректировать деятельность и российские авиакомпании, которые в общей сложности заказали около шести десятков таких самолетов, рассчитывая с их помощью уже с начала 2020 года увеличить частоту маршрутов по действующим направлениям и открыть ряд новых, в том числе зарубежных. Среди заказчиков — перевозчики «Уральские авиалинии» (УАЛ), S7, «Победа», Utair и NordStar.
— У нас подписан контракт на десять самолетов Boeing 737 MAX, в стадии подписания еще на 14, — прокомментировал ситуацию генеральный директор «Уральских авиалиний» Сергей Скуратов. — Мы планировали, что самолеты поступят в эксплуатацию и делали под них расписание. Прежде всего они нужны на дальние полеты Пекин — Москва или Мумбаи — Москва без технических посадок на дозаправку. Мы подготовили экипажи летчиков для Boeing 737 MAX.
Теперь, к сожалению, все эти планы сдвигаются на неопределенный срок.
По словам главы УАЛ, авиакомпания непрерывно взаимодействует с Boeing и обсуждает возможные варианты компенсаций:
— Потенциальные льготы и прочие компенсации могут быть выражены в различных формах, не обязательно в виде денежных выплат (сроки поставок, оборудование/функционал, сервисы и прочее).
Сегодня УАЛ остро нуждаются в расширении воздушного парка, что связано как с увеличением объемов пассажирских перевозок, так и с расширением маршрутной сети. Только за прошлый год авиакомпания открыла новые направления, в их числе Москва — Лондон, Екатеринбург — Сиань — Пхукет, Жуковский — Будапешт, Жуковский — Амстердам, Иркутск — Бангкок, Пермь — Прага, Москва — Благовещенск, Жуковский — Ереван, Москва — Бордо, Москва — Монпелье.
Альтернативный вариант
В 2006 году «Уральские авиалинии» приняли долгосрочную программу по обновлению парка воздушных судов. Программа действующая, и авиакомпания намерена искать замену Boeing 737 MAХ. Наиболее вероятный вариант — расширение сотрудничества с европейским концерном Airbus по поставке новейших лайнеров семейства Neo. Это улучшенные версии узкофюзеляжных пассажирских реактивных самолетов А319, А320 и А321. Дальность полета у них примерно сопоставима с Boeing 737 MAХ — от 6,85 тыс. км (для А320neo) до 7,4 тыс. км (для А321neo).
А вот показатель реальной экономии топлива определится только в процессе эксплуатации.
В настоящее время воздушный парк УАЛ состоит исключительно из самолетов Airbus, всего их 48. Это 23 самолета А320, 15 лайнеров А321, пять А319, а также поступившие за последние полгода три А320neo и два А321neo. «С компанией Airbus у нас заключен контракт на поставку трех самолетов Airbus neo. Они пополнят парк в 2021 году. Самолеты планируем получить прямо с завода», — пояснили в пресс-службе УАЛ.
Один А321neo уже прибыл в авиакомпанию в январе.
— Это пятый самолет авиакомпании «Уральские авиалинии» линейки Airbus neo, который мне довелось пилотировать. Лайнеры нового поколения оснащены двигателями LEAP-1A и шарклетами, благодаря которым снижен уровень шума, расход топлива и количество вредных выбросов в атмосферу. Борта данной линейки будут использоваться для увеличения количества беспосадочных рейсов, — рассказал командир летного отряда Сергей Глазков, совершивший перегон борта из Гамбурга на Урал.
В первый рейс по маршруту Екатеринбург — Москва самолет отправился 22 января.
График За пять лет показатель вырос на 86%, что требует значительного увеличения провозных мощностей