Новый российский самолет МС-21 должен появиться на мировом рынке в очень удачное для нас время — в 2017 году. То есть как минимум на год раньше большинства своих иностранных аналогов — американского Boeing 737 MAX, A320 NEO, канадского Bombardier CS-300 и китайского С919. Последние два проекта сейчас испытывают некоторые технические или организационные трудности, что уже привело к переносу сроков их первого полета, в то время как создание МС-21 пока что строго следует графику. О том, как идет разработка МС-21, на кого рассчитан этот лайнер и какие у него могут быть конкурентные преимущества перед западными аналогами, в интервью «Эксперту» рассказал вице-президент по маркетингу и продажам корпорации «Иркут» Кирилл Будаев.
— На какой стадии сейчас работа над МС-21?
— Корпорация «Иркут» достигла значимой вехи — начато производство деталей для первых самолетов. В авиации это называется «первая резка металла». Мы приступили к изготовлению четырех самолетов для летных и статических испытаний. Параллельно готовим МС-21 к сертификации в соответствии со стандартами EASA и АР МАК. Первый полет запланирован на вторую половину 2015 года. Первая коммерческая поставка намечена на конец 2017 года.
— Недавно «Иркут» передал на испытания в ЦАГИ отсек фюзеляжа МС-21. Первые результаты уже есть?
— У нас две испытательные базы: основная — ЦАГИ и «Авиатест» в Прибалтике. В России мы испытываем фюзеляж, а на мощностях «Авиатеста» — хвостовую часть самолета. В Прибалтике работа началась раньше, там уже пройдено достаточно много циклов. И могу сказать, что результаты хорошие. А в ЦАГИ испытания еще не завершены, поэтому говорить об итогах пока рано. Но ничего экстраординарного мы не ожидаем.
— Как вы оцениваете рынок сбыта для МС-21?
— Практически все производители едины во мнении, что до 2030 года в мире будет выпущено примерно 15–17 тысяч магистральных узкофюзеляжных самолетов. Из них 600–650 будут востребованы в России. Часть из них пойдет на замену выбывающих из эксплуатации лайнеров, а другая часть — для удовлетворения растущего пассажиропотока.
Мы рассчитываем выпустить примерно 1080 самолетов до 2035 года. Порядка 300–350 из них будет продано на внутреннем рынке и еще 650–700 самолетов — на внешнем.
Таким образом, МС-21 должен отвоевать примерно половину российского рынка новых магистральных самолетов. Сейчас он все больше заполняется воздушными судами Boeing и Airbus. Причем если еще десять лет назад российские авиакомпании закупали подержанные западные самолеты, то сейчас они укрепили свое финансовое положение и могут позволить себе приобретать более дорогие новые машины. Но мы уверены, что сможем предложить рынку конкурентоспособный продукт и потеснить западную технику.
— В рамках проекта МС-21 должно быть создано целое семейство новых лайнеров. На какую модель вы делаете главную ставку?
— У нас две основные модели — МС-21-200 (на 135–176 пассажиров) и МС-21-300 (170–211 пассажиров). А в перспективе к ним может добавиться и более вместительная модель МС-21-40