Трансформация одного из известнейших и крупнейших предприятий российского ВПК в производителя по преимуществу гражданских самолетов — необходимое условие для выхода компании в лидеры глобального рынка авиатехники, считает президент корпорации «Иркут» Алексей Федоров.
— Алексей Иннокентьевич, «Иркут» — одна из наиболее динамичных компаний в отечественном авиастроении, на какой уровень выручки вы планируете выйти к 2020 году?
— Корпорация «Иркут» закончила 2010 год с неплохими результатами. Объем выручки составил 47 миллиардов рублей. Это один из лучших показателей в российском машиностроении. Выручка в расчете на одного работающего — почти 4 миллиона рублей, что намного выше, чем в среднем по отрасли.
Тем не менее в следующие десять лет мы планируем эти показатели серьезно улучшить. К 2020 году мы собираемся увеличить объем выручки примерно в три раза без существенного увеличения численности персонала. Иными словами, это будет достигнуто исключительно за счет повышения производительности труда. Таким образом, наши ключевые количественные и качественные целевые показатели на 2020 год можно свести к двум цифрам: общая выручка — около 150 миллиардов рублей и 12 миллионов рублей в расчете на одного сотрудника.
— Этот рост будет обеспечен в основном за счет продаж военной техники?
— Нет. Запланированное увеличение объемов производства будет в первую очередь связано с проектом магистрального пассажирского самолета МС-21. Это не означает, что мы будем сокращать объемы выпуска военной авиатехники. В абсолютных цифрах объем ее производства и продаж будет увеличиваться. Продолжится выпуск Су-30 в различных модификациях для российских ВВС и зарубежных заказчиков. Сейчас, например, можно с высокой степенью уверенности прогнозировать дополнительные контракты с Индией. В будущем году мы также планируем подписать с российским Минобороны контракт на поставку самолета типа Су-30МКИ. Для этого в соответствии с требованиями ВВС будет заменена и русифицирована часть бортовых систем (самолет создавался под экспортные контракты. — «Эксперт»). С этого года мы начинаем поставки учебно-боевого самолета Як-130. В общем, военная часть нашего бизнеса будет расти и в следующем десятилетии, пусть медленно, но зато стабильно.
Однако основную прибавку в объемах производства и продаж обеспечит гражданская продукция, в первую очередь МС-21. Мы планируем с 2017 года начать поставки этого самолета на рынок. Твердые контракты и покупатели есть. Уже сейчас у нас забронированы все слоты на его изготовление до конца 2020 года.
Выпуск МС-21 будет идти по нарастающей. К концу 2020 года Иркутский авиационный завод должен выйти на объемы производства порядка 50 самолетов в год. На рубеже 2022–2023 годов за счет расширения производства выпуск составит уже около 80 самолетов в год.
Именно программа МС-21 даст основную прибавку к выручке. И важна она не только своим масштабом. Это основной проект российского авиапрома, поскольку в нем будут аккумулированы все новейшие технологии мирового авиас