Тридцать первого мая этого года российские и китайские строители с помощью металлических болтов состыковали воедино мост через Амур, соединяющий Амурскую область и провинцию Хэйлунцзян. Первые грузовики по этому переходу пойдут в 2020 году, когда на обеих сторонах моста заработают пограничные пункты пропуска. Однако уже сейчас это событие воспринимается как историческое, поскольку дает Амурской области шанс превратиться в крупнейший логистический сухопутный центр на Дальнем Востоке по торговле с Китаем.
Сбывшаяся мечта
По мере нарастания экономической мощи Китая он становится одним из основных внешнеторговых партнеров России. По данным департамента статистического анализа Главного таможенного управления КНР, товарооборот между двумя странами в 2018 году вырос на 27,1% по сравнению с 2017 годом и достиг 107 млрд долларов.
Дальнейшее наращивание товарооборота требует наведения новых мостов между Россией и Китаем, в том числе через реку Амур, где на протяжении почти трех тысяч километров два государства связывают только паромные переправы или сезонные ледовые дороги (зимники). И когда в период межсезонья они «встают» на три-четыре месяца, транспортное сообщение между странами прекращается.
Самая большая протяженность госграницы по Амуру — у Амурской области (1243 км). Поэтому первое международное соглашение, предусматривающее строительство в районе Благовещенска постоянного моста через Амур, было заключено еще в 1995 году. В 2015-м Россия и Китай договорились, что мост будет строиться и эксплуатироваться на основе концессии.
В последующие три года концессионер (российско-китайская компания «Амур (Хэйлунцзян)») за счет долгосрочного кредита от банка провинции Хэйлунцзян построила мостовой переход через Амур длиной более километра. Пять опор моста расположились на российской стороне, пять — на китайской. Затраты на российскую часть составили 13,6 млрд рублей, на китайскую (в пересчете на рубли) — 5,2 млрд. При этом Россия и Китай строили части моста из собственных стройматериалов, но по единым согласованным строительным нормам и правилам. В конструкции моста применены короткие пилоны с вантовыми элементами, которые стали силовой системой для несущих конструкций.
Мостовая конструкция была состыкована 31 мая этого года. Сдача в эксплуатацию всего перехода ожидается весной 2020-го: строителям необходимо доделать подъездные пути к мосту и построить на обеих сторонах пограничные пункты пропуска. На китайской стороне погранпункт начал строиться в марте этого года, на российской под него выделена площадка и 1,6 млрд рублей на постройку.
Проезд по мосту будет платным. Ориентировочная цена — две тысячи рублей за машину физлица и десять тысяч рублей за грузовик. Таким образом, расчетный срок окупаемости проекта для концессионера составит 16 лет.
Трансграничный поток
По мнению властей Приамурья, трансграничный мост Благовещенск — Хэйхе» существенно увеличит грузопоток между Россией и Китаем, сделает его регулярным и круглогодичным. Погранпункт Кани-Курган будет работать круглосуточно, поэтому в сутки через мост будет проезжать 630 грузовых автомобилей, 164 автобуса, 68 легковых автомобилей и около 5500 человек. «Мостовой переход значительно удешевит логистику и создаст экономические предпосылки для реализации целого ряда инвестпроектов на территории области. В первую очередь это должно сказаться на объемах экспорта продукции сельского хозяйства. Мост позволит в разы увеличить товарооборот и поднимет торгово-экономические отношения России и Китая на качественно новый уровень», — рассказали «Эксперту» в правительстве Амурской области.
Под идею этого моста в Амурской области, по сути, были созданы две территории опережающего развития (ТОР), резиденты которых получают существенных налоговые льготы и административные преференции, — «Приамурская» и «Белогорск».
Первая ТОР площадью тысячу гектаров расположена на территориях Благовещенского, Ивановского, Тамбовского и Бурейского районов Амурской области и фактически примыкает к новому мосту. Сейчас там восемь резидентов, которые строят или уже ввели в эксплуатацию логистические мощности и производства удобрений, комбикормов, цементного клинкера и нефтепродуктов общей стоимостью 125 млрд рублей.
В ТОР «Белогорск» площадью три тысячи гектаров расположились восемь резидентов с совокупным объемом инвестиций 4,7 млрд рублей. Это производства по глубокой переработке сои, выпуску хлебобулочных изделий, переработке леса, промышленных отходов, производство лего-кирпича, шпона, металлоконструкций и литейное производство.
Наполнению моста Благовещенск — Хэйхе будет способствовать и строительство второго моста через реку Зея в Благовещенске общей протяженностью девять километров. В столице региона есть только один мост через эту реку, и он может не справиться с увеличением грузооборота с Китаем. Мост был построен в начале 1980-х и ни разу капитально не ремонтировался. Между тем уже сейчас реальная нагрузка на него превышает проектную в несколько раз. Поэтому второй мост через Зею — это необходимость. По предварительным расчетам, он будет стоить не меньше, чем мост через Амур: 20 млрд рублей. Однако осенью под него за 300 млн рублей (деньги регионального бюджета) уже будут выкуплены земельные участки, а правительство России приняло решение выделить на эту стройку в 2021 году из федерального бюджета 4,7 млрд рублей. Ожидается, что второй мост через Зею будет построен в 2024–2025 году.
До Китая за шесть минут
В июле этого года в Амурской области начался еще один уникальный проект — строительство трансграничной канатной дороги. Ее протяженность составит 973 метра. Она свяжет центр Благовещенска с центром Хэйхэ. По канатке добраться до соседней страны можно будет за шесть минут.
«Трансграничная дорога позволит легко перемещаться между нашими странами, увеличит туристический поток, станет точкой притяжения бизнеса. Да и сама по себе будет уникальным объектом, каких нет больше в мире», — сказал на церемонии, посвященной старту этого проекта, губернатор Амурской области Василий Орлов.
Канатная дорога будет состоять из четырех линий и работать по маятниковому принципу, как фуникулер. По канатам над Амуром будут ходить гондолы вместимостью 60 человек. Пропускная способность дороги — 457 человек в час и шесть-семь тысяч человек в день. Интервал между рейсами не превысит 12–15 минут. Планируемый ежегодный трансграничный поток пассажиров к 2024 году составит миллион человек.
Помимо канатной дороги проект включает в себя строительство четырехэтажных терминальных станций на площади 4,9 га. В каждом из этих зданий площадью 20 тыс. кв. м будут залы пункта пропуска и торговые помещения. Введение в эксплуатацию канатной дороги запланировано на второе полугодие 2022 года. Инвестором выступает группа компаний «Регион». Стоимость российской части строительства составляет 2,2 млрд рублей.
Таким образом, с вводом в эксплуатацию канатной дороги в Амурской области образуется новый грузопассажирский коридор между Россией и Китаем. Мост Благовещенск — Хэйхе будет способствовать росту грузооборота между странами, а канатная дорога — развитию пассажирского сообщения и туризма.
СПРАВКА
Общая длина мостового межгосударственного перехода Благовещенск — Хэйхе составляет 19,41 км, в том числе сам мост через Амур — 1080 м. Протяженность китайской части — 5,98 км, из которых мост — 40,33 м, российской части — 13,43 км, из которых мост займет 540,33 м. Граница ответственности российской стороны совпадает с серединой моста и с госграницей. Переход также включает в себя мост через протоку Каникурганскую, путепроводы, подъездную автодорогу к федеральной трассе.
Общая стоимость проекта — 18,8 млрд рублей. Стыковка мостовых конструкций российской и китайской сторон состоялась 31 мая 2019 года. Срок ввода мостового перехода в эксплуатацию будет синхронизирован со сроком завершения строительства пограничного перехода Благовещенск — Хэйхэ в 2020 году.