«Да они специально фуру здесь ставят, чтобы мы на платку выезжали!» «А я слышал, что с гаишниками есть договор — подольше ехать на оформление ДТП, чтобы пробка была и все ехали на платную дорогу!» — такие сообщения можно было часто увидеть в «разговорчиках» «Яндекс.Навигатора», когда запускался в платную эксплуатацию первый участок трассы М-11 Москва — Санкт-Петербург. Водители были уверены, что фура с аварийным сигналом на самом деле не сломалась, а специально ограничивает проезд на Ленинградском шоссе — таким образом владелец платной дороги якобы стимулирует трафик. Впрочем, и сейчас подобные предположения водители тоже иной раз высказывают.
Общая протяженность автомобильных дорог федерального значения составляет сегодня 54 тыс. километров. Из них лишь две тысячи километров — платные. Но эта цифра быстро увеличивается. До конца ноября будет сдана в эксплуатацию трасса М-11 — платная альтернатива задыхающемуся от пробок и большегрузов шоссе Москва — Санкт-Петербург. В очереди еще до десятка проектов. «Эксперт» решил разобраться, как устроен этот бизнес и что он на выходе сулит потребителям — автомобилистам.
Бездорожье на Востоке и «недодорожье» на Западе
C 2013 года протяженность автомобильных дорог в России — всех, включая грунтовые, — выросла менее чем на 10%, а доля дорог с твердым покрытием замерла на отметке 70%. Последний скачок в дорожном хозяйстве имел место в 2012 году: за один год протяженность сети дорог общего пользования увеличилась на 351 тыс. км, притом что за следующие шесть лет прирост составил только 250 тыс. км. То было не строительное, а бухгалтерское чудо: Росстат начал включать в национальную сеть автодорог улицы, проезды, площади, набережные в населенных пунктах, причем даже те, что не имели твердого покрытия.
Скоростных магистралей в стране строится менее тысячи километров в год, в прошлом году 661 км (из них больше половины пришлось на платные). Китай строит ежегодно 10–12 тыс. км автобанов.
На дороги федерального значения приходится менее 4% национальной автодорожной сети общего пользования. С 2006 года федеральных автодорог построили всего порядка шести тысяч километров. И это не говоря о том, что ряд федеральных трасс в Зауралье, например «Лена» (Невер — Якутск) или «Амур» (Чита — Хабаровск), на многих участках до сих пор не имеют твердого покрытия, что превращает перемещение по ним в межсезонье в экстремальное предприятие.
По плотности автомобильных дорог Россия с показателем 89 км на 1000 кв. км серьезно уступает большинству развитых и крупных развивающихся стран мира. В выборке Росстата мы опережаем лишь Алжир и Казахстан, что вряд ли можно считать утешительным призом. Конечно, наш слабый средний показатель плотности сети определен бездорожьем в гигантских малонаселенных пространствах Сибири и Дальнего Востока (плотность автодорог в Красноярском и Хабаровском краях — 14 км на 1000 «квадратов», в Якутии — 10, на Камчатке — 5 км), тогда как регионы Центра, Поволжья и Юга России характеризуются довольно развитой сет