Почему введение гарантийного срока для дорог крайне нужное и долгожданное решение — объясняем на примере Бориспольского автобана
Рождественские и крещенские морозы прошли — наступила оттепель: температура “перевалила” за 0, частично растаял снег. Вместе с оттепелью у автомобилистов наступило традиционное весеннее разочарование в качестве отечественных дорог, — мол, что ни год — одно и то же...
Что интересно, в отличие от прошлых лет, сейчас нарекания не только на дороги местного значения, но и государственные. Пошла информация, что даже по Бориспольскому шоссе теперь ездить нормально нельзя – дыры даже на скоростных полосах единственного в Украине автобана, длиной всего-то до 20 км. Действительно ли лучшие украинские дороги не выдержали нынешней снежной зимы? Или это не настолько катастрофически, как рассказывают автомобилисты? Проверим?
Корреспонденты Укринформа в среду, 6 февраля отправились осматривать Бориспольскую трассу своими глаза. Повторяем: это единственная в Украине «представительная» автомагистраль, трасса, которая соединяет столицу с главным аэропортом страны. Говорили, что здесь теперь невозможно ездить с максимально разрешенной скоростью — 130 км/ч...
Бориспольское шоссе: уже не автобан...
Выехав с Харьковской площади на Бориспольскую трассу, мы сразу почувствовали все на себе, ведь даже на первом километре на первой полосе (где движение обычно медленнее) были ямы глубиной больше 5 сантиметров (точнее, увы, сказать не можем, ямы прятались под лужами). Еще хуже - на второй и третьей полосах, причем в обоих направлениях — коварных выбоин там значительно больше, примерно по одному-два очень проблемных места на километр. Подробнее — на видео.
В целом же, машины ехали с довольно высокой скоростью как для «мокрой» погоды и «ямчастой» дороги — в сторону Борисполя она составляла примерно 110 км/ч (при рекомендуемой, которая горела на электронном табло над трассой, в 70 км/ч). Не обошлось и без нарушителей - иногда мимо нас машины “пролетали” по крайней левой полосе со скоростью чуть ли не под 160 км/час.
Значительно хуже ситуация с асфальтом на разворотах во втором уровне — даже крупногабаритные грузовики двигаются со скоростью 5 км/ч, не говоря уже о легковушках, которым, переезжая некоторые глубокие ямы, непременно бились или дном, или защитой картера. Например, развязка на выезде на Бориспольскую трассу из сел Пролиски и Счастливого — в сторону Киева на наших глазах даже образовался заметный затор (а ваши корреспонденты были там не в утренний или вечерний час-пик, а в три часа дня).
На самой трассе в сторону Киева дорожное покрытие хуже, чем в обратном направлении. Это, так сказать, для первого впечатления «гостей столицы». Километра около 2 от развязки возле села Пролиски на третьей полосе — огромная выбоина (на фото) длиной больше метра, шириной — сантиметров 30, а глубиной сантиметров 5-7. Остаться на этом участке без колеса — это наименьшая из проблем, которая может ждать водителя, если выбоину он вдруг не заметит. Куда страшнее — неудачно сманеврировать на скорости за 100 км/ч, объезжая выбоину. И вот, метров через 500 от выбоины “счастливчик”, стоя на аварийке, менял на своем грузовике пробитое колесо.
Делаем выводы: как дорога, капитально отремонтированная 15 лет назад, Бориспольское шоссе выглядит еще очень неплохо. Но как для главной и единственной магистрали страны, которая за день перевозит тысячи туристов — дорога оставляет желать лучшего.
Бориспольская трасса свое отслужила
Бориспольское шоссе (от Харьковской площади, там где станция метро “Бориспольская” и до “развилки” дороги на Харьков и на аэропорт — это 14 километров) было построено в 60-х годах прошлого века. Большой капитальный ремонт дорожного покрытия на трассе проводился еще в 2002-2003 годах компанией “Киевсоюздорпроект” - тогда же шоссе было расширено до 8 полос. Именно тогда трассе и присвоили “титул” автомагистраль и установили на ней соответствующий дорожный знак — Бориспольская трасса соответствовала всем параметрам: имела минимум две полосы в каждую сторону, “отбойники”, отделявшие направления движения, не имела дорог, которые бы пересекала на одном уровне.
Позже, в 2007 году на Бориспольском шоссе установили информационные табло — новую автоматизированную систему оповещения водителей об управлении дорожным движением и состоянием дорожного покрытия, что обошлось в 40 миллионов гривен. После объявления страны-хозяйки Чемпионата Европы по футболу 2012 года, в 2008 году на трассе заменили освещение и дорожное полотно. Такой вид магистраль имеет и до сих пор, не считая того, что в последние несколько лет коммунальщики местами проводят косметический ремонт - латают асфальтные выбоины.
Бориспольское шоссе, в отличие от большинства других украинских автодорог, демонстрирует, что отечественным строителям — в этом случае, “Киевсоюздорпроект” - вполне под силу построить дорогу, которая останется в хорошем состоянии весь заявленный срок эксплуатации. Ведь асфальтовое покрытие оставалось хорошим 9-10 лет после капремонта. Хотя сроки эксплуатации, как пояснил в комментарии Укринформу советник председателя Укравтодора Александр Кава, - и составляли от 10 до 15 лет в зависимости от различных факторов. “Бориспольская трасса строилась больше 15 лет назад, то есть она уже эксплуатируется свыше установленного срока эксплуатации. Поэтому она уже требует проведения капитального ремонта. В общем, срок между капитальными ремонтами — от 10 до 15 лет”, - пояснил Александр Кава.
То же самое можно сказать, например, и про Житомирскую трассу. Ее капитально отремонтировали за год до Евро-2012, то есть в 2011-м. И не просто отремонтировали, а положили полотно по итальянской технологии, с использованием арматурной сетки. Сама дорога, правда, - не автомагистраль, поскольку на ней в основном встречаются одноуровневые развязки. По словам коллеги, который ездит по этой дороге чуть ли не ежедневно, 7 лет дорожное покрытие было в состоянии, близком к идеальному, но этой зимы оно не пережило — асфальт массово “пошел дырами”.
Мы попытались выяснить, какой же точный срок эксплуатации отводился и на Бориспольское шоссе, и на Житомирскую трассу, однако в Укравтодоре, на балансе которого находятся обе дороги, отказали в оперативном комментарии, заставив отправлять письменный информационный запрос, в котором никакого другого смысла, кроме препятствования оперативной журналистике в остро актуальных вопросах – нет. Впрочем, ответ на него мы ожидаем и ознакомим с ним читателей.
Теперь компании-исполнители ремонтных работ обязаны гарантировать качество дороги
Судя по прошлогодним сообщениям высокопоставленных чиновников, ответственных за ремонт и строительство дорог, теперь за некачественный ремонт дорог будут отвечать подрядчики и при необходимости исправлять “халтуру” за свой счет. То есть, вводится инструмент гарантии. Весной прошлого года об этом писал в Twitter Владимир Гройсман: “Некоторые новопостроенные дороги уже имеют повреждения. Кто сделал халтуру, будут исправлять ошибки за свой счет. Мы ввели 5-10-летнюю гарантию на качество дорог. В соглашениях уже сейчас появляются гарантийные условия, которые нужно выполнять подрядчикам”.
А в июле 2018-го министр инфраструктуры Владимир Омелян уже заявлял, что на дороги, отремонтированные в прошлом году, гарантии начали действовать. “С этого года на все дороги, которые ремонтируются, действует гарантия минимум 5 лет и начинает даваться уже 10-летняя гарантия по ряду областей. ... При предоставлении гарантии, когда компания-подрядчик берет на себя обязательства, что содержит эту дорогу, в случае обнаружения дефектов она обязана устранить их за свой счет ...” - заявил министр.
“Раньше гарантийные сроки не прописывались в соглашениях о выполнении ремонтных работ на дорогах. Если бы была гарантия — строители в случае ухудшения состояния дороги должны были бы выполнить за свой счет ремонт, или же через судебный процесс оплатить штраф за некачественную работу”, - пояснил Александр Кава.
Итак, отныне, если ухудшилось дорожное покрытие — все вопросы к тому, кто эту дорогу ремонтировал или строил. Сделал некачественно — переделывай за свой счет, а не за счет налогоплательщиков. А проблемы, судя по заявлениям как премьер-министра, так и главы профильного министерства, - ожидаются и на новых дорогах. Вряд ли чиновники ставили строителям такие жесткие рамки, не имея на то оснований.
Александр Карпенко, Киев
Фото и видео: Евгений Любимов