Почему на Закарпатье выборы президента народ волнуют меньше, чем ямы на дороге?
Недавно удивилась вопросу известного столичного журналиста: говорит, мол, еду по Закарпатью — а политической рекламы у вас по трассе почти нет, как так? Вроде та же у вас здесь трасса Киев-Чоп — а сразу за перевалом на Львовщине количество бордов зашкаливает, на Закарпатье же, на первый взгляд, — как будто и выборов нет. Пытаюсь объяснить, что это специфика региона, где преобладает сельское население, не слишком политически активное. Но уже в том же Ужгороде, Хусте или Мукачево лица претендентов на пост Президента – на каждом столбе, агитпалатки стоят, флаеры раздают...
Соглашаюсь с впечатлениями: у нас тут тихо в избирательную пору по сравнению с другими регионами. Ни тебе скандалов, ни массовых собраний на площадях — да, иногда заедет кто-то из так называемых “технических” кандидатов, на встречу с ними в Ужгороде приходят максимум 20 человек.
Тем не менее, это только на первый взгляд Закарпатье выглядит сонным царством. В других сферах жизни темпы, ритмы и настроения значительно активнее! Местные скандалят из-за разбитых дорог, пережевывают непонятные или, наоборот, понятные отношения между властями и активистами, которые заканчиваются вручением подозрения, даже с ветряными мельницами воюют как Дон Кихоты, — в разрезе протестов относительно застройки ВЭС Боржавских полонин.
Итак, о том, как и чем живет Закарпатье в начале бурной избирательной весны 2019 — в обзоре Укринформа.
ВИП-АГИТАТОР, КОТОРЫЙ НЕ УХОДИТ В ОТПУСК
Что касается выборов на Закарпатье. В регионе на сегодня определились с участками. Созданные шесть окружных избирательных комиссий в Закарпатской области насчитывают 205 членов. Среди них — представители от 36 кандидатов на пост президента Украины. В Закарпатской ОПОРЕ уже даже гендерный состав подсчитали: из этих 205 человек — 78 женщин. ОПОРА также проанализировала, что нынешние члены окружных избирательных комиссий на предыдущих выборах, начиная с 2010 года, работали на разные политические силы разных кандидатов.
Но несмотря на это, надо сказать, что в этот раз только один кандидат на Закарпатье имеет вип-агитатора — именно так назвал себя председатель Закарпатской ОГА Геннадий Москаль, который сейчас возглавляет в области штаб Петра Порошенко.
Это не просто слова, акцентирует политолог Михаил Шелемба, ведь у Москаля есть определенный рейтинг на Закарпатье, это автоматически добавит баллов здесь и кандидату в президенты Порошенко.
Впрочем, у местной ОПОРЫ к Геннадию Москалю есть вопрос — как именно он планирует проводить агитацию, ведь на период выборов председатель Закарпатской ОГА так и не ушел в отпуск, а пребывание на посту и одновременная агитационная деятельность — запрещены законом. Как комментирует Ярослав Гулан, координатор наблюдения за выборами Гражданской сети ОПОРА в Закарпатской области, представители ОПОРЫ на Закарпатье пытались выяснить этот момент в пресс-службе председателя, но ответа на письмо пока так и не получили.
Но как сообщил в комментарии корреспонденту Укринформа заместитель Москаля Ярослав Галас, председатель Закарпатской ОГА пока действительно не находится в отпуске, но вместе с тем он и не занимается в рабочее время агитационной деятельностью. “Если такая необходимость будет, на время кампании Москаль пойдет в отпуск — так, как это было в 2015-м году. Пока необходимости в этом нет, агитационной деятельностью занимается штаб кандидата, от БПП в область приезжают также вип-агитаторы из Киева,” – сказал Галас.
ЛИШЬ ТРОЕ КАНДИДАТОВ ДО СИХ ПОР ПОБЫВАЛИ НА ЗАКАРПАТЬЕ
Ну а вообще, ситуация с выборами на Закарпатье сейчас таки действительно напоминает сонное царство по сравнению с другими регионами. Но активизации процесса ожидают — уже в начале марта. Поговаривают, что на Закарпатье собирается действующий президент. Правда, пока не понятно, говорит Ярослав Гулан, будет это рабочая поездка действующего президента или агитационная — кандидата в президенты.
Как комментирует политолог Михаил Шелемба, сейчас любые действия президента трудно отделить от агитационной деятельности, потому что он не может на период избирательной кампании уйти в отпуск. Поэтому выглядит, что все мероприятия с его участием — так или иначе агитация.
А она продолжается в целом по области — в палатках, на носителях внешней рекламы и в СМИ, все кандидаты относительно равно представлены в городах, говорит Гулан. Также в ОПОРЕ отмечают, что местные СМИ начали отделять политическую рекламу от редакционных материалов, это свидетельствует о соблюдении закона. Еще в январе “джинсы” было не в сравнение больше. В феврале у ОПОРЫ были претензии к сайтам РГА на Закарпатье, которые почти все выставили новость о том, что Петр Порошенко идет в президенты.
- Согласно законодательству, у всех кандидатов должно быть обеспечено равное право на агитацию, а учитывая, что о решении других кандидатов сайты РГА не сообщали, то и этого не должно было быть, – акцентирует Гулан.
Ярослав Гулан также отмечает, что кандидаты не слишком активны с визитами на Закарпатье.
Действительно, всего трое кандидатов из 44 побывали в области, речь о Владимире Зеленском, который в феврале провел концерт 95-го Квартала в Ужгороде (он не позиционировал свой визит как агитационный) — именно с ним на встречу перед и после концерта пришло больше людей. Потому что приезд Валентина Наливайченко прошел вообще незаметно, а на приглашение попить с ним какао к Андрею Садовому пришло десятка два человек в Ужгороде, и еще - в Мукачево.
Политолог Михаил Шелемба считает, что это — нормально, потому что внимание закарпатцев к кандидатам совпадает с общеукраинскими настроениями, как и в целом активность в избирательной кампании.
- Это выборы президента, и нужно говорить о том, что они не представляют слишком большого интереса для закарпатского политикума из-за отсутствия мажоритарной составляющей. Ну а чем действительно можно выделить закарпатцев в избирательной кампании — так это позицией венгров. Как известно, венгры, а это 12% населения Закарпатья, пока не поддерживают ни одного из кандидатов в президенты. Это не свидетельствует о том, что они не будут голосовать или будут саботировать выборы, а лишь о том, что в течение следующего месяца с ними надо работать, – говорит политолог.
ПЕРЕХОД В ПЦУ: МЕДЛЕННО, ПО-ЗАКАРПАТСКИ
Однако не только в сфере выборов на Закарпатье — сонное царство. Вот, например, с переходом приходов из-под юрисдикции УПЦ МП в Единую Поместную на Закарпатье — тоже не очень. За два месяца имеем шесть общин, которые собрались, подумали, собрали подписи и согласились быть частью Поместной церкви Украины. Примечательно, что четыре из них – в поселке Ясиня на Раховщине. Гуцульская кровь — что не говори!
Собственно, об особенностях перехода по-закарпатски мы в Укринформе уже говорили с владыкой Варсонофием (Рудником) сразу после 15 декабря. Тогда в интервью он отметил, что переход в этой области таки будет проходить медленнее, чем у других. А три недели назад владыка Закарпатской епархии ПЦУ Варсонофий, представляя копию Томоса, которую в центре по его просьбе сделали для верующих Закарпатья, ответил на наш вопрос – как же продвигается процесс с переходом? – так: мол, на вчера у меня была информация о трех общинах, которые хотят перейти, на сегодняшнее утро есть информация о десяти таких общинах.
Но время таки показывает, что первая десятка на Закарпатье все еще не набралась.
Зато процесс активнее начали комментировать оппоненты — священники из УПЦ МП.
Как прокомментировал нынешнюю ситуацию владыка Закарпатской епархии ПЦУ Варсонофий, переходы на Закарпатье медленно, но продолжаться.
- В минувшее воскресенье в Ясине в Поместную церковь перешла самая многочисленная община, более 400 верующих, таким образом, Ясиня на Раховщине действительно показала достойный пример Закарпатью, там моим указом назначен благочинный, на сегодня в Ясинянское благочиние входят четыре общины, – говорит владыка Варсонофий. – Думаю, что в этом случае гуцульский таки менталитет играет свою роль: Ясиня – столица Гуцульской республики, гуцулы, как известно, были всегда на стороне Украины, здесь люди чувствуют, что в стране идет война, и люди не хотят ходить в церковь, которая не отказывается от поддержки России.
- Но вместе с тем, – говорит владыка Варсонофий, – мы наблюдаем сопротивление от священников из УПЦ МП, мы слышим ложные слухи о том, что “храмы захватывают рейдеры”, мы видели попытки сорвать этот процесс, слышим клевету и угрозы в нашу сторону, знаем о провокациях, которые против нас готовят. Я бы не хотел, чтобы эти угрозы сбылись, поэтому намерен в ближайшее время обращаться в правоохранительные органы относительно предоставления даже личной охраны, ведь некоторые высказывания из уст определенных людей несут явную угрозу. У нас с владыками Хустской и Мукачевской епархий в дальнейшем нет диалога. Мы со своей стороны призываем к миру, мы ни на кого не нападаем, но и себя не дадим в обиду, – сказал владыка Варсонофий.
КОГДА ЯМЫ НА ДОРОГЕ БОЛЬШЕ ДЕНЕГ НА КАПРЕМОНТ
И если большая политика и церковные дела, как видно, значительное большинство рядовых закарпатцев интересуют мало, то значительно более активными становятся люди в желании объединиться за свои дороги. Просто потому, что ездят по ним каждый день. А когда зимний снег сошел вместе с асфальтом (в сети шутили даже, что асфальт на закарпатской земле не приживается), дороги стали непроезжими. Особенно это коснулось трассы государственного значения Мукачево-Рогатин. Люди начали угрожать местным чиновникам пикетами и перекрытием дороги до ремонта, местные активисты организовали пикет под областным автодором... В Закарпатской ОГА по этому поводу перед народом руками развели — дорога, мол, не наша, а в Службе автодорог - из Дорожного фонда ее ремонтировать не можем. Развели Руками, но рук не сложили: Геннадий Москаль обратился к Кабмину с просьбой срочно выделить средства на “танкодром” (именно такое название Геннадий Геннадьевич подобрал для дороги государственного значения “Мукачево-Рогатин”). И в Кабмине их таки выделили - 26,5 млн грн. За эти деньги трассу должны капитально отремонтировать и закрыть этот гештальт.
Как сказал корреспонденту Укринформа заместитель председателя Закарпатской ОГА Ярослав Галас, 26 февраля было подано 25 тендерных предложений от четырех претендентов по объявленным накануне тендерам.
- В течение следующих нескольких дней будут проходить торги, по результатам которых выберут победителя, – сказал Галас. – После этого, если не будет обжалований результатов тендерных торгов по процедуре, можно будет начать ремонт дороги — речь идет об ориентировочно третьей декаде марта. В целом прогнозируем, что капитальный ремонт дороги затянется, может, даже до конца осени, – сказал он. – Поэтому сейчас надо говорить о том, что на данный момент целесообразно сделать ямочный ремонт этой дороги, ведь она остается непроездной на многих участках.
Ямочный ремонт, считают в ОГА, можно осуществить за средства эксплуатационного фонда Службы автодорог — это не такие уж и большие суммы, чтобы их нельзя было найти.
- Начать сейчас ямочный ремонт — это был бы лучший вариант относительно этой дороги, потому что она действительно является крупной транспортной артерией в пределах Закарпатья, там оживленное движение, ею пользуется много людей, – акцентировал чиновник.
ВОЗЬМУТ ЛИ НА СЕБЯ ЧИНОВНИКИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДАТЬ ДОБРО ВЭС НА БОРЖАВЕ?
А наибольший протест закарпатцев (хотя, надо отметить, не всех) последних недель — это гейт со строительством ВЭС на Боржавских полонинах. 30 и 31 января в Воловце и четырех громадах Свалявского района прошли общественные слушания, где был представлен отчет ОВОС (оценки воздействия на окружающую среду) этого громкого проекта. Подробнее о проблеме со всеми ее аспектами мы уже рассказывали. Что же с ситуацией на сегодня? На сегодня на Закарпатье 23 общественных объединения создали общий фронт — “Форум экологического спасения Закарпатья”, похожие коалиции организованы экологическими организациями и во Львове. Собственно, экологи и ученые в унисон говорят, что отчет ОВОС сфальсифицирован с целью оправдать деятельность застройщика на Карпатских полонинах.
Как объяснила корреспонденту Оксана Станкевич-Волосянчук, закарпатский эколог, речь, прежде всего, – об уничтожении остатков альпийских лугов на Боржавском хребте. «Выводы, что строительство ветряков не будет угрожать этим участкам, не соответствуют действительности, – говорит Оксана Станкевич-Волосянчук. – Также исследования относительно угрозы птицам – были проведены или методически неправильно, или недостаточно: Боржавский хребет — это международный миграционный коридор для птиц, что подтверждено не только украинскими учеными, но и польскими, в частности. Третья основная угроза — это безопасность пребывания людей на равнине зимой. В отчете отсутствуют расчеты возможных травм от обледенения ветряков. Там есть единственная тропа — по хребту, и она проходит аккурат под мельницами, обойти траверсом зимой нельзя. Установка ветряков на хребте будет означать, что полгода туда не будет доступа для туристов”, – объясняет эколог.
Сейчас, по словам Оксаны Станкевич-Волосянчук, эти все замечания должным образом переданы чиновникам. Экологи сделали официальное обращение к главе Закарпатской ОГА Геннадию Москалю с просьбой не допустить застройки Боржавского хребта ветряками. (К слову, Москаль с месяц назад отменил решение местных РГА, которые разрешили строительство мини-ГЭС на горных реках Закарпатья и этим поставил точку с мини-ГЭСами на закарпатских реках).
С просьбой прокомментировать позицию председателя ОГА относительно громкого скандала с ВЭС на Боржавских полонинах мы обратились к заместителю председателя Закарпатской ОГА.
- Наш комментарий по этому поводу однозначно будет восприниматься как попытка стать на сторону одной из сторон, – сказал Ярослав Галас. – Если поддержать инвесторов, экологи будут упрекать, что, вот, мол, продались и отстаивают интересы застройщика. С другой стороны, если поддержать тех, кто против ВЭС на Боржавских полонинах, поднимется шумиха, что в ОГА зарубили инвестиционный проект, тем более, что значительная доля местного населения поддерживает строительство ВЭС на полонине. Поэтому мы не вмешиваемся в этот процесс вообще — пусть все идет по процедуре, – сказал заместитель Москаля.
Впрочем, сейчас процедурой предусмотрена реакция на ОВОС Департамента экологии Закарпатской ОГА.
- Мы хотим видеть, возьмет ли на себя смелость должностное лицо в профильном департаменте ОГА подписать этот ОВОС. Если да, то дальше будут суды — только на Закарпатье вокруг скандала с застройкой Боржавы объединилось 23 организации, есть еще активисты во Львове и Киеве, это большое движение, – акцентирует Оксана Станкевич-Волосянчук. – Украина как государство имеет определенные обязательства перед мировым сообществом, ратифицируя европейские законы, в частности, относительно Изумрудной сети, в которую входит Боржавский хребет. Если государство не соблюдает законы, мы будем добиваться этого через суд, – говорит эколог.
Татьяна Когутич, Ужгород